РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФОРТЕПИАНО
Пименов Игорь Олегович преподаватель ГБОУ СОШ № 8 «Музыка» Санкт-Петербург Важной и характерной способностью любого исполнителя, даже юного, является качественное и правильное интонирование, которое нуждается в развитии с начальных шагов обучения. На первый взгляд кажущаяся доступность звукоизвлечения на фортепиано, сочетается со специфическими трудностями акустического и слухового порядка. Самые первые уроки учащегося должны начинаться с восприятия им интонации с помощью выразительной сущности мелодики. Музыкальная интонация — это осмысленная организация звуков, тяготеющих и образующих между собой взаимосвязь, а также произношение звуков как временное, так и художественно-выразительное. Прежде чем приступить к непосредственной работе над интонированием в музыкальном произведении, необходимо научить ребёнка разбираться в самой музыкальной интонации. Воспитать в нём отношение к живому звуку, привить умение: чувствовать, сопереживать и чутко осмысливать произношение музыкальной ткани. Ведь музыка — это прежде всего мир живых красочных звуков. Одной из важнейших задач в работе над музыкальной интонацией является воспитание умения выстраивать и объединять звуки между собой, правильно направлять и организовывать интонационные смысловые музыкальные линии, выразительно произносить музыкальную мысль. Начиная работать над интонацией в музыкальном произведении, преподаватель должен прежде всего увлечь учащегося, заинтересовать его, а также, необходимо помочь учащемуся воспринять музыкальную интонацию и эмоционально пережить новую и, на данный момент, пока что малознакомую музыку. Первым самым ярким примером должен служить пример исполнения самого преподавателя. Исполнение преподавателем произведения целиком в подлинной художественной трактовке является началом подготовки учащегося к восприятию новой для него музыки и интонации. Педагог дополняет музыку ярким и образным пояснением, прибегая к доступным ребёнку жизненным художественным ассоциациям, однако, такой целостный показ-исполнение переходит далее в стадию отдельного разбора частных художественных и технических деталей. В зависимости от уровня способностей учащегося, от его активности и быстроты реакций, формы такого показа могут быть различны: возможен преувеличенный гиперболизированный показ, который демонстрирует учащемуся не вполне удавшиеся звуковые и технические детали исполнения, то есть работа «от обратного». В работе над музыкальной интонацией важно прибегнуть к своеобразному распеванию музыки в более медленном темпе; заострению внимания на динамической и артикуляционной окраске ярких ритмических интонаций, как бы пропуская всё через увеличительное стекло, при этом все двигательные технические приёмы и тактильные ощущения клавиатуры будут преувеличены. Инструмент фортепиано имеет множество звуков, диапазон звучания до восьми октав, даёт неограниченные возможности для гармонического, полифонического, красочного формирования музыкальной ткани в условиях фиксированной высоты тонов. В процессе исполнения важное значение имеет “дыхательная“ органика игрового аппарата, скажем к примеру дыхание кисти руки, предплечья, локтя. Интонационный процесс пианиста зависит от ощущений и податливости пальцев, а именно кончиков пальцев рук исполнителя, от умения слушать и слышать своё исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую, а также техническую сторону игры. Чтобы воспроизвести слуховые навыки, необходимо подготовить руку учащегося. Для этого используется разыгрывание пальцев кисти руки при помощи восходящих и нисходящих гамм, а также простых упражнений. Используются восходящие и нисходящих короткие арпеджио. Очень действенна работа над интонированием на метрических и ритмических построениях на примере упражнений Шарля Ганона. Полезна проработка основ интонирования на основе интервалов, от примы до октавы, а также приобретение навыков в гаммах и упражнениях с динамическими оттенками (forte, piano, mezzo forte) и различных темпах. Умение правильно интонировать на инструменте очень важно, тогда музыка оживает и льётся разнообразными красками в виде водопада звуков. Музыка дышит и поёт. Такая работа позволяет усилить интерес учащегося к занятиям как с новым, так и с уже освоенным музыкальным материалом. Литература: 1. Кремлев Ю. Краткие заметки о гайдновских клавирных сонатах. //Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. М., 1972 2. Терегулов Е. Как читать фортепианную музыку Й. Гайдна. М., 1966 3. Мартинсен К.А. Предисловие к изданию клавирных Сонат Й. Гайдна.// Как исполнять Гайдна. Сборник статей, сост. Меркулов. М., 2009 4. Друскин М. Очерки. Статьи. Заметки. Л., 1987