МЕРОПРИЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ, ПРИУРОЧЕННОЕ КО ДНЮ ПРИНЯТИЯ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА НА ТЕМУ «ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА»
Гиниятуллина Розалия Ягофаровна воспитатель Шаронова Анна Александровна педагог-психолог МБДОУ «Д/с № 33 «Незабудка» г.Альметьевск Республика Татарстан
Цель: познакомить детей с нравственными нормами и правилами; рассказать об «Конвенции о правах ребенка»; учить соотносить права и обязанности; Задачи: - образовательные: формировать представление о правах детей. - развивающие: развивать правовое мировоззрение, память, внимание, связную речь. - воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. Материал и оборудование: Гимн России, презентация «Право в сказке», флаг России, мяч, мягкая игрушка сердце, плакат «Мои права». Ход занятия: Воспитатель:Ребята, сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, попрошу вас всех встать, так как его слушают стоя. Звучит «Гимн России». Воспитатель: Мы с вами прослушали гимн России, гимн нашей страны. Россия - это страна со своей многовековой историей, на территории России проживают представители разных национальностей со своей культурой, языком и обычаями. Для сохранения мира и спокойствия, важно, чтобы каждый из нас знал и соблюдал данные ему права и обязанности. Ребята, вы знаете, что такое право? Психолог: право – это общественное соглашение, определяющее наше поведение в обществе. Заботясь о сохранении прав друг друга люди написали «Всеобщую декларацию прав человека» (показ книги), но ее взрослые написали для себя. Заботясь о детях, взрослые, написали «Конвенцию о правах ребенка» и сегодня мы говорим о ваших правах. (показ «Конвенции о правах ребенка»). Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Смешарики. Азбука прав ребенка», а потом обсудим. Воспитатель: как вы думаете, на что вы имеете право? (Имя, гражданство, семью, игры) Психолог: сейчас мы с вами поиграем в игру «Дополни предложение». Вам нужно будет ответить на вопрос: «На защиту каких прав, я могу рассчитывать?» 1.Мама работала, Папа трудился, А я в детском садике все находился. Все, кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на… (отдых) 2.Всех по-разному зовут: Кот- Мурлыка Пес-Барбос, Даже нашу козочку Зовут красиво Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют свое… (имя) 3.Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) 4.Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на… (образованье) Воспитатель: теперь, подробнее рассмотрим каждое из ваших прав. Важнейшими правами ребенка, является «Право на жизнь», право на имя и гражданство. Стоит помнить, что обращаться друг к другу надо ласково, по имени. И, конечно не допустимо называть человека грубым словом, давать кличку – это нарушает его права на имя. Воспитатель: давайте, поиграем в игру «Твое полное имя». Встанем в круг и под музыку по очереди будем передавать флажок. Когда музыка остановится, тот, у кого в руках флажок, называет свое полное имя (ФИО), как назвали вас родители. Воспитатель: после рождения вы получили первый в своей жизни документ – Свидетельство о рождении (показ документа). Когда вы вырастите, вам выдадут другой документ, который называется паспорт (показ документа). В этих документах написаны ваши фамилия, имя, отчество и гражданином какой страны вы являетесь. Мы с вами имеем российское гражданство, так как живем в России. Психолог: я предлагаю вам поиграть в игру «Кто я?» Кому я дам мяч, тот должен дополнить: - Если я живу в Англии, то я кто? (англичанин), - Если я живу во Франции, то я кто? (француз), - Если я живу в Германии, то я кто? (немец), - Если я живу в Польше, то я кто? (поляк)... и т.д. Воспитатель: У каждого ребенка есть право на отдых. Физкультминутка: По извилистой дорожке (ладони вместе упражнение «Зигзаг») Шли по миру чьи-то ножки (ходьба на месте) Вдаль смотря широкими глазами (Изображают руками «Бинокль», повороты в стороны, смотрят по сторонам) Шел малыш знакомиться в правами (Ходьба на месте) Психолог: скажите с кем вы живете? (мама, папа, родители…) Как можно одним словом назвать вас и ваших родителей? (Семья). Каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь со стороны родителей, семьи. Хотелось бы узнать, какими ласковыми словами вас называют ваши родные. Предлагаю поиграть в игру «Ласковое слово». Вы друг другу передаете «сердечко» и говорите, как ласково вас называют родители. (Солнышко, красавица, умница, звездочка и т.д) Воспитатель: Ребенок, также, имеет право на жилье. Теперь, каждая команда построит дом своей мечты. Игра «Построй дом своей мечты» каждая команда выбирает понравившийся материал, из чего будет строить дом: модули, строительный материал, лего и рассказать о своей постройке. Также, дети имеют право на медицинское обслуживание. А вы знаете, как сохранить и укрепить ваше здоровье? Тогда ответьте на вопрос: «Игра «Это можно или нет» 1.Я сосульку полижу И снежочком закушу. Дайте, дети, мне ответ: Это можно или нет? 2.Буду кушать апельсины В них так много витаминов Дайте, дети, мне ответ: Это можно или нет? 3.Вот Барбос, бродячий пес, Я схвачу его за хвост. Дайте, дети, мне ответ: Это можно или нет? 4.На зеленый свет, друзья, Вместе с мамой пойду я. Дайте дети мне ответ: Это можно или нет? 5.Не забудь перед обедом Пирожком перекусить. Кушай много, чтоб побольше Свой желудок загрузить. Дайте, дети, мне ответ: Это можно или нет? 6.За здоровьем я слежу, На зарядку выхожу. Дайте, дети, мне ответ: Это можно или нет? Психолог: Дети имеют право на образование. Как вы думаете, для чего нам нужно образование? (Ответы детей) У детей есть право на защиту от жестокого обращения. Посмотрите на экран и скажите, название сказки, чьи и какие права здесь нарушены?». (Слайд 1) «Волк и семеро козлят» - Волк нарушает права козлят на жизнь; (Слайд 2) «Золушка» - Мачеха и сестры нарушают права Золушки на отдых и имя); (Слайд 3) «Заюшкина избушка» - Лиса нарушает права зайца на жилье; (Слайд 4) «Филиппок»- Нарушено право на образование. Воспитатель: О чем мы сегодня беседовали? Чем занимались? Что вам понравилось больше всего? Психолог: Люди всей страны Это знать должны: Ребенок 1: Лишь появиться ребенок, и дышать начнет едва У него уже с пеленок есть очень веские права! Ребенок 2: Он имеет право жить, развиваться и дружить; Ребенок 3: Иметь просторный теплый дом, Видеть тихий мирный сон. Ребенок 4: Врачей помощь получать, Обучаться, отдыхать, Ребенок 5: Быть веселым и здоровым, Восхищаться чем-то новым. Все вместе: И любить, и быть любимым. Ведь на свете не один он!