ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Плохотникова Жанна Викторовна, методист, Сотникова Елена Александровна, педагог-организатор, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» г. Старый Оскол Одним из способов формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста является проектная деятельность. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Эффективность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Семья играет важную роль в жизни каждого человека. Семья - это самые близкие и родные люди, которые придут на помощь в трудную минуту, будут радоваться, и гордиться твоими достижениями. Семья - это всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: «Государство — это большая семья, а семья - это маленькое государство» (Конфуций). Главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи – это любовь, доброта и взаимопонимание. Именно в семье закладываются правила поведения и жизненные, а также духовно-нравственные ценности ребенка. Поэтому, формирование ценностей – это целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». С 2016 года муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Одаренность» реализуется творческий социально ориентированный проект «Семейный Олимп» для дошкольных образовательных организаций. Основная цель проекта - пропаганда и распространение лучшего опыта семейного воспитания дошкольников. Главными задачами проекта являются: • создание условий для творческой самореализации детей и их родителей (законных представителей); • формирование нравственных качеств, творческих способностей детей на основе поддержания семейных традиций; • сплочение семьи, посредством коллективного семейного творчества; • утверждение ценностей и традиций здорового образа жизни; • сохранение и развитие преемственности семейных отношений; • укрепление и развитие традиций семейного творчества, родственных связей поколений на основе общности интересов и увлечений; • стимулирование интереса дошкольников к интеллектуальной деятельности; • повышение роли семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения. Участниками являются команды дошкольных образовательных организаций, состоящие из воспитанников дошкольных образовательных организаций (1 человек) в возрасте 6-7 лет, их родителей (законных представителей) или других взрослых членов семьи (2 человека). Творческий социально ориентированный проект реализуется поэтапно. По каждому этапу итоги подводятся отдельно. По результатам участия в этапах Проекта определяются победители и призеры. В рамках проекта «Семейный Олимп» реализуются различные по форме и содержанию мероприятия - от традиционных до инновационных. Приветственные видеоролики, интеллектуальные, ролевые и спортивные игры, творческий конкурс — вот неполный перечень мероприятий, ориентированных на воспитанников дошкольных организаций. Такие активные формы взаимодействия способствуют сплочению родительского и педагогического коллективов. Совместная подготовка к мероприятиям различной направленности – это создание благоприятного психологического климата в детском коллективе и в семьях. Родители понимают что, воспитание ребёнка это не только обеспечение их материальными ценностями, а, прежде всего физическое, нравственное и интеллектуальное развитие маленького человека. Именно в совместной деятельности родителей и детей закладываются основы семейных ценностей.