Конференции

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Бережная Евгения Николаевна,
учитель-дефектолог, учитель-логопед
МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г.Грайворона,
МБОУ «Добросельская ООШ»
Жорник Виктория Сергеевна,
учитель-логопед
МБДОУ «ДСКВ «Капелька» г.Грайворона.
Обучение детей с задержкой психического развития затрудненно из-за смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями деятельности, двигательной и речевой недостаточностью.
Основа умственного развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим, одним из центральных вопросов детской психологии и дошкольного образования является вы явление средств, методов и условий развития у дошкольников с ЗПР основных видов мышления.
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку и характеризующийся обобщѐнным и опосредованным отражением действительности [1]. У этой категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.
По мнению Л. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;
- в нерациональности регуляционно - целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;
- в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов. У большинства дошкольников с задержкой психического развития отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи.
Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи, при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.
Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления. Такое значительное отставание в развитии словесно- логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.
Учитель – дефектолог и учитель-логопед создают для детей условия, в которых ребенок приобретает уверенность в себе, в свои силы, и чувствует свою значимость, которая так необходима нашим детям. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Необходимо подобрать игры, которые развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, действовать по простейшей схеме. В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта).
На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Блоки Дьенеша – очень нравиться детям, особенно играть, когда идет отрицание: небольшой, некруглый, не квадратный, нетолстый и т.д. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, развивается воображение, память, пользоваться схемами, создавать свои.
Палочки Кюизенера. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия. Развивать воображение, целостное восприятие, пользоваться схемами, создавать собственные схемы. А как быстро, дети учатся считать, ориентироваться в пространстве, развивают зрительный глазомер. Учатся составлять число из двух меньших чисел.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого ребенка очень специфичен.
Анализируя полученные результаты диагностического среза, можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес к интеллектуальным играм. У детей значительно повысился уровень развития аналитико-синтетической сферы (логическое мышление, анализ и обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей).
Дети умеют составлять фигуры силуэты по образцу и собственному замыслу; оперируют свойствами предметов, кодируют и декодируют информацию о них; решают логические задачи, головоломки; имеют представление об алгоритме; устанавливают математические связи. Применявшаяся система использования развивающих игр и упражнений оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей.
Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом.
Таким образом, использованная система развивающих игр и упражнений способствует формированию логики мысли, смекалки, и сообразительности, пространственных представлений, развитию интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Литература
1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – М.: Просвещение. 1995.
3. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет / Л. Д. Комарова. – М, 2008.
4. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – СПб.
5. Финкельштейн, Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера/ Б. Б. Финкельштейн.
2021-11-23 08:54 Ноябрь 2021