ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «КВЕСТ-ИГРА» КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Клавкина Светлана Владимировна воспитатель МБДОУ д/с № 43 г. Белгород В связи с реализацией ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях произошли существенные изменения. Воспитатели используют в своей деятельности современные технологии. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций может быть квест – игра. Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу детям. При выполнении заданий, дети находят выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает сообразительность, логику, смекалку, учит детей общаться и взаимодействовать с другими участниками игры. Суть квест-игры заключается в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, все свои знания и умения. Принимая участие в квестах, направленных на патриотическое воспитание, происходит приобщение ребенка к гражданско-патриотическим ценностям в процессе реального включения его в историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры своего народа, природы, традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края. Участие в игре обеспечивает развитие творческих способностей детей, формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Сценарий квест – игры «Мой город - моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Расширение знаний дошкольников о достопримечательностях родного города, воспитание гражданско-патриотических чувств, средствами коллективной игровой деятельности, развитие физических возможностей каждого ребенка и укрепление их здоровья. Задачи: -закреплять знания о названиях улиц города Белгород; -прививать интерес к истории родного города, воспитывать любовь к своей малой Родине; -воспитывать чувство гордости и патриотизма к своему городу; -формировать представления о труде взрослых; -развивать целостное восприятие, логическое мышление, стимулировать внимание; -развивать коммуникативные навыки, способность к согласованному взаимодействию между детьми. Методы обучения: наглядный метод - наблюдение, демонстрация, словесный метод - объяснение и рассказ, практический метод – упражнения и игры. Оборудование: столы; карта-маршрут; фото-пазлы с названием города Белгород (количество фото-пазлов равное количеству станций), городскими достопримечательностями (городской фонтан, Вечный огонь, Диорама «Огненная Дуга», БелГУ и т.д.); карточки с загадками о городе; фотографии профессий (повар, металлург, водитель, продавец, врач, полицейский); разный конструктор, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, ватман; карточки с первыми буквами названий улиц города («П» - Преображенская и др.); магниты с картой края «Горжусь тобой, мой край родной»; «чудесный» мешочек с атрибутами профессий; аудиозаписи фоновой музыки (портативная колонка или другая музыкальная аппаратура); сладкие сувениры на каждого участника игры. Предварительная работа: Беседа о городе Белгород, просмотр презентации и фотографий о городе, выставка семейных фотографий на тему: «Любимый мой город», чтение стихотворений о Белгороде, экскурсия по городу. Рекомендации к проведению: 1.Квест-игру можно проводить как на улице, так и в группе. 2.Предполагаемое количество участников 12-15 человек. Ход: Участники игры собираются в группе (на детской площадке). Всех участников игры приветствует ведущий. Звучит гимн России. Ведущий: - Ребята, кто узнал этот гимн? (ответы детей). -Молодцы! Это гимн нашей Родины - России! В ней говорится о нашей любви к России, о том какая она могучая и великая страна. Ведущий: - Как называется столица нашей Родины? Дети: - Столица нашей Родины называется Москва. Ведущий: - Ребята, а как же называется область, в которой мы живем? Дети:- Наша область называется Белгородская. Ведущий: - Город, в котором мы живем? Дети:- Город, в котором мы живем, называется Белгород. Ведущий: - Ребята, я знаю, вы все любите свой город, в котором живете, и думаю, вы не откажитесь попутешествовать по нашему любимому Белгороду. Сегодня вам предстоит выполнить задания на станциях, которые указаны на нашей карте. По мере успешного выполнения каждого задания на станциях, вы будете получать фото-пазлы, из которых в конце прохождения всех заданий необходимо сложить слово, а какое получится слово, узнаем в конце игры. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Всем участникам путешествия желаю удачи! Ведущий: А теперь я предлагаю команде отправиться в путешествие по городу, а путь нам укажет вот эта карта с маршрутом (ведущий вручает карту команде с указанием маршрута). И под музыку Георгия Свиридова - "Время вперёд!" команда отправляется к первой станции. Первая станция под номером № 1 «Загадки о городе». Ведущий по очереди загадывает загадки команде (на ваш выбор можно увеличить количество загадок). 1. Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, — Сумку мы с тобой берем, И на улицу идем, Там проходим вдоль витрин И заходим в… (Магазин) 2. Дома стоят, Друг на друга глядят. Пешеходы идут, Сумки несут. И автомобили Куда-то покатили… (Улица) 3. Угадай, куда ведут Малышей с утра. Тут и завтрак, и уют, Няня, медсестра… (Детский сад) 4. Над дорогой он висит, На дорогу он глядит. Все его сигнала ждут. Знаешь, как его зовут?... (Светофор) 5. Вот огромный шумный мир, В нем четыреста квартир, Пять подъездов, домофоны, Остекленные балконы… (Дом) 6. Стоит весь день — Ему не лень. А как вечер придет — Работать начнет... (Фонарь) 7. Здесь можно опустить письмо, Отправить телеграмму. По телефону позвонить В командировку маме. Ты можешь здесь купить конверт Послать посылку срочно. Всем передать большой привет Ведь это здание - … (Почта) 8. Бегать нужно там, скакать, Веселиться и играть, Только раз зайдёшь туда: Начинается игра! (Дворец спорта). Ведущий: - Молодцы ребята, быстро справились с этим заданием, вручает команде первый фото-пазл и предлагает идти дальше по указанному маршруту на карте. Команда под музыку переходит ко 2-й станции. Вторая станция под номером № 2 «Профессии моего города». Ведущий: - Перед вами лежат фотографии разных профессий и «чудесный» мешочек, в котором спрятаны предметы этих профессий (повар - половник, строитель - каска, водитель - руль, продавец - касса, врач - фонендоскоп, полицейский - рация). Задание: необходимо из «чудесного» мешочка достать по одному предмету, рассказать, что это или показать как им работают и выбрать ту фотографию профессию, к которой этот предмет относиться. Команда начинает выполнять задание. После того, как команда справилась с заданием, ведущий вручает второй фото-пазл и команда переходит к 3-й станции (переход можно осуществлять под музыку). Третья станция под цифрой № 3 «Улицы моего города». Ведущий: - Ребята, мы дошли да станции «Улицы моего города», а кто знает свою улицу, на которой живет? (ответы детей). Задание следующее: Ведущий показывает карточку с буквой, а ребята из команды называют улицу города на эту букву, например: «П» - Преображенская, «К» - Королёва, «С» - Сумская и т.д. Если ребята затрудняются, ведущий дает подсказку или наводящий вопрос. Ведущий: - Отлично команда, справилась с заданием, молодцы и ведущий вручает третий фото-пазл. Участники отправляться дальше по маршруту карты. Четвертая станция под цифрой № 4 физкультминутка «Город». Ведущий предлагает команде принять участие в физкультминутке, проговаривает слова и показывает движения детям, а они повторяют: Дружно за руки возьмемся, И по городу пройдемся (идут, маршируя, на месте). Есть у нас дома большие, (руки поднимают вверх). Много есть домов поменьше (руки опускают чуть пониже). Зелень яркая вокруг (разводят руки в стороны). На ветру качается (руки качают то вправо, то влево). Ты, мой друг и я твой друг (правую руку вперед, затем левую руку вперед). Пусть дружба не кончается (хлопают в ладоши). Ведущий:- Команда, молодцы! Отдохнули, сил набрались, пора отправляться дальше в путешествие (вручает ребятам 4-й фото -пазл). Пятая станция под цифрой №5 «Достопримечательности города». Ведущий: - Ребята, перед вами лежат перепутанные фото-пазлы (разрезные картинки) достопримечательностей нашего города (Вечный огонь, БелГУ, Диорама «Огненная Дуга» и т.д.), ваша задача правильно собрать картинки. Дети приступают к выполнению задания. Ведущий: - Что у вас получилось? - Какие фото-картинки вы собрали? (дети объясняют, рассказывают). Ведущий: - Молодцы, все правильно собрали, за правильные ответы вручает 5-й фото-пазл и можете отправляться к следующей станции. Шестая станция под цифрой №6 «Горжусь тобой, мой край родной». Ведущий: - Ребята, я думаю, что вы очень любите свой родной край и хорошо знаете, чем он богат и знаменит. Я предлагаю вам поиграть в игру «Горжусь тобой, мой край родной». Нужно правильно распределить все магниты на карте нашего края. (Дети выполняют, после рассказывают, почему, что и куда разместили). Ведущий: - Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете свой край, нашу малую Родину. Вручает часть пазла. Седьмая станция под цифрой №7 «Город Будущего». Ведущий: - Ребята, я думаю, что вы очень любите свой город. Хотите, чтобы появлялись в нём новые улицы с высокими домами, магазинами, школами, детскими садами, чтобы он стал уютнее и краше? (ответы детей). Ведущий: - Я предлагаю вам превратиться на некоторое время в художников и архитекторов нашего города. Задание для художников: нарисовать новую и красочную улицу - «Улицу будущего» нашего города, задание для архитекторов: построить дом для наших родных, друзей и просто хороших людей (детям предлагается несколько видов конструктора для постройки домов, ватман, восковые мелки, фломастеры и карандаши для рисования улицы). Под музыкальное сопровождение команда приступает к выполнению творческого задания. Ведущий: - Молодцы! Я вижу, что вы очень любите свой город, нашу малую Родину. Предлагаю вам ребята рассказать, что у вас получилось построить и нарисовать (дает возможность пояснить детям, что у них получилось). Вручает последнюю часть пазла. Ведущий: - Дорогие ребята, вы справились со всеми заданиями и теперь настало время сложить все ваши фото -пазлы и узнать слово, которое там загадано. Дети складывают загаданное слово. Ведущий: - И так команда, что у вас получилось? (Ответы детей). Ведущий: - Правильно – это название нашего города – Белгород. - И в завершении нашего путешествия, хочу вас спросить, что вы можете рассказать про наш город? (Ответы детей). Рефлексия: Ведущий: - Ребята, вы все большие молодцы! На этом наше путешествие заканчивается. А что вам понравилось из нашего путешествия? Что было сложным? Хотели бы вы еще попутешествовать по нашему родному городу? Кому вы расскажите о нашем путешествии? (ответы детей). По завершению мероприятия детям вручаются сладкие сувениры.