ИНТЕГРАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Подолянченко Елена Владимировна, заместитель директора, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края» город Новоалтайск. Воспитание – это важный стратегический национальный приоритет, определяющий, кем вырастут сегодняшние мальчишки и девчонки, какие жизненные принципы и человеческие ценности будут в них заложены. Воспитательный процесс всегда был неотъемлемой частью процесса образовательного. Изменения, внесённые Президентом России в закон об образовании, предполагают системный и углубленный подход к организации воспитательной работы в образовательной организации. Ключевые направления в рамках реализации федерального проекта по воспитанию, это разработка и внедрение в различных образовательных организациях программ воспитания, подготовка педагогов и специалистов, занимающихся воспитанием, а также постоянная работа с родителями и вовлечение детей в общественно полезную деятельность. Интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом. Актуальность рассмотрения проблемы интеграции учреждений общего и дополнительного образования в условиях образовательной системы муниципального уровня обозначена необходимостью разрешения противоречия, которое заключается в несоответствии возможностей отдельно взятых учреждений и растущих социальных требований к качеству образования. Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательной системы. Оно социально востребовано и сочетает в себе обучение, воспитание и социализацию подрастающего поколения. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступадетейк актуальным и востребованным программам дополнительногообразования, выявлению талантовкаждогоребенкаи ранней профориентации с последующим построением индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности. А наша задача – сформировать воспитывающую детей среду, доступную и интересную, в которой абсолютнокаждый ребенок найдёт увлечение по душе. Это непростая задача, но уверена, что она нам (школе) по силам. Для того, чтобы система дополнительного образования была органично встроена в условия общеобразовательной организации, был проведен подготовительный этап: · создание модели интеграции общего и дополнительного образования; · изучение/создание нормативно-правовых и регламентирующих документов; · мониторинг социального заказа; · изучение спектра образовательных услуг педагогов (системы) доп.образования и согласование их с потребностями ОУ. В школе активно внедряется процесс интеграции.Это осуществляется как на уровне содержания, так и форм организации деятельности и реализуется с помощью таких направлений деятельности, как осуществление межпредметных связей, создание интегрированных программ, предполагающих: · включение в учебные занятия элементов досуговой деятельности; · использование нетрадиционных форм; · применение активных методов и форм образовательной деятельности; · организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Важно отметить, что интеграция общего и дополнительного образования направлена на обеспечение нового качества образования, оцениваемого с позиции компетентностного подхода. Эффективность подобных преобразований усиливается за счет дополнительного образования, характер которого обеспечивает высокую мотивированность обучающихся, свободу выбора видов деятельности, реальную индивидуализацию образовательных маршрутов, обучение в творческой деятельности. Команда педагогов-профессионалов – это залог развития и поступательного движения вперед образовательной организации. Сегодня в школе №1 города Новоалтайска трудится 70 педагогов, у большинства из них – высшая и первая квалификационные категории. К работе в школе привлечены педагоги дополнительного образования, настоящие профессионалы, любящие свое дело. Это Лукьянова Ирина Александровна, руководитель творческой лаборатории «Мастерская идей», Субботина Наталья Викторовна, руководитель мультстудии, Борисов Алексей Павлович, руководитель объединений технической направленности. Благодаря их деятельности удается обеспечить доступность дополнительного образования в рамках образовательной организации для детей с разными способностями и интересами, в том числе для детей с ограниченными возможностями. В 2019 году на базе первой школы началась реализация дополнительных общеобразовательных программ технической направленности: Основы робототехники на платформе LEGO, 3Д моделирование, Основы электроники, Увлекательное программирование со Scratch. 1.Основы робототехники на платформе LEGO, Использование конструктора LEGO позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных LEGO обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнять модель и программу, проявлять самостоятельность в изучении темы. 2. 3D-моделирование, прототИпирование Предлагаемая программа имеет техническую направленность, она предназначена для изучения основ 3Dмоделирования, как на базовом, так и на предпрофильном уровне. Курс обучения «3Dмоделирование» дает базовые знания, необходимые для серьезного моделирования объектов. На занятиях курсов обучения учащиеся изучают конструктивную блочную геометрию, экструзию, технологию трехмерной печати. Одним из изменений в подходе к обучению учащихся является появление новых направлений, таких как 3D-моделирование, прототипирование. Появление данных направлений обусловлено глобальными вызовами времени. Прототипи́рование (– быстрая «черновая» реализация базовой функциональности для анализа работы системы в целом. На этапе прототипИрования малыми усилиями создается работающая система, видна более детальная картина устройства системы. -3. Основы электроники Электроника в настоящее время настолько пронизывает всю профессиональную деятельность, отдых и быт человека, что стала чуть ли не основным объектом приложения самостоятельных творческих усилий широких масс любителей техники. Современные электрические приборы являются очень сложными устройствами. Физические детали их функционирования не всегда легко поддаются пониманию. Для того, чтобы ясно представлять принцип работы того или иного устройства, необходимо знать базовые физические явления, лежащие в их основе. Программа рассчитана на однолетнее обучение учащихся 3-6 классов. Образовательной программой предусматривается подготовка школьников к самостоятельному конструированию несложной электротехнической аппаратуры, изучение необходимых теоретических сведений по электронике и схемотехнике, лабораторно-практическая работа по выполнению монтажных сборочных и наладочных работ при изготовлении устройств. В процессе творческой работы по постройке различных приборов и механизмов, технического эксперимента учащиеся пополняют школьные знания новыми сведениями из различных областей науки и техники, развивают и совершенствуют техническое мышления и научное мировоззрение. Дополнительно в этой программе учащиеся изучают программу для разработки электрических схем, учатся самостоятельно разводить дорожки на печатной плате по правилам построения электрических схем. Также учащиеся осваивают пайку на печатных платах и создают работающие приборы. Через год (2020 году) добавилась еще одна программа – Увлекательное программирование со Scratch. Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что она позволяет сформировать у детей интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования.. Аспект новизны заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной. Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу «Увлекательное программирование» практически значимой для современного подростка, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием. Основной вид деятельности: игра. Также на занятиях практикуется учебная, познавательная и творческая деятельность. Через реализацию программ технической направленности создается с не только цифровая образовательная среда, но воспитательная. Дети не просто приобретают новые знания, навыки, учатся конструировать, исследовать, проектировать, но и работать в группе, аргументировано отстаивать свою точку зрения, представлять результаты работы, строить планы на будущее, двигаясь к новым достижениям. 12слайд) Благодаря Алексею Павловичу обучающиеся стали активными участниками конкурсов регионального уровня. Самым результативным стал Городилов Петр (его победы….) Программы технической направленности очень востребованы у обучающихся первой школы. Не хочется, чтобы они потеряли свою актуальность, а для этого необходимо поддерживать материально-техническую базу, ведь технический прогресс не стоит на месте, появляются очень интересные инновационные разработки, новое программное обеспечение. Их применение позволит «шагать в ногу со временем», мотивировать детей на новые достижения. Поэтому стараемся оптимизировать свои расходы и часть средств направить на новые наборы и технические средства. Проведенный анализ программно-методических материалов по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, мониторинг кадрового потенциала педагогов дополнительного образования, современного социального заказа на образование, показали, что реализация внеурочной деятельности наиболее эффективно осуществлять на основе модели дополнительного образования. Наша самая амбициозная цель – стать площадкой для конкурсов регионального уровня. Подводя итоги, хочется отметить, что дополнительное образование позволяет значительно расширить рамки образовательной, в том числе воспитательной среды школы. Главное не гнаться за количеством принимаемых мер и мероприятий, а углубиться в их содержание и качество.