ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шиншалиева Гульнара Васильевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 26 г. Балаково Саратовской области Учитель…Школа…Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений… Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти... Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. 1 сентября 2021 года… Мое двадцать пятое 1 сентября в педагогической карьере в роли учителя и классного руководителя. Я знаю, что меня ждут и любят, что мне доверяют и на меня надеются. Мои ученики, мои дети… Пройдет не так уж много лет и к управлению страной придут люди, которые сегодня сидят за партой. Какими они будут? Какие гражданские идеалы станут исповедовать? Каким ценностям поклоняться? Одним из главных направлений в своей работе, как классного руководителя и учителя считаю патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма, это необъемлемая и трудоемкая работа, которую я провожу в урочное и внеурочное время. У каждого учителя возникает три вопроса: Что? Как? Зачем? 1 вопрос: ЧТО способствует формированию и развитию патриотического воспитания у младших школьников? 1. Эффективное использование методов, форм и приемов для повышения уровня патриотического воспитания. 2. Знание структуры траектории развития патриотического воспитания, направления которой связаны с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и чувств ребенка. Использую в своей работе по данному направлению: - тематические беседы; - уроки мужества, воинской славы; - встречи с ветеранами и тружениками тыла; - акции, концерты, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы; - поздравления ветеранов. Все мероприятия направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности ребенка, формированию патриотизма. 2 вопрос: КАК совершенствовать развитие патриотического воспитания у младших школьников? Считаю, что в рамках урочной и внеурочной важно развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств. С ребятами разработали и реализовали проект «Спасибо за победу любимому прадеду» В рамках проекта реализовали следующие мероприятия: 1. Посещение школьной библиотеки. Выставка книг о войне. «Штурманы книжных морей». «Дети войны». 2. Участие в акциях «Голубь мира», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Сад Победы», «Окна Победы». 3.
Праздничное мероприятие «Целуем бабушкины руки, гордимся мужеством дедов». 4. Посещение центра «Набат». 5. Беседы «Что я знаю о жизни родственников в годы войны?», «Боевая слава героев», беседы о войне, о подвигах наших воинов Армии, партизан, людей, которые трудились в тылу. 6. Презентация «Военная техника». 7. Спортивные соревнования «А, ну-ка, мальчики!». 8. Просмотр видеофильма «Минута памяти», песни военных лет. 9. Сюжетно-ролевая игра «На границе». 10. Выставка рисунков на тему «ПОБЕДА». 11. «Наши улицы – наши герои» – улицы города 12. Балаково, названные в честь рядовых героев войны. 13. Квест – игра «Дорогами бессмертного полка». 14. Фотовыставка «Мы гордимся, мы помним!» 15. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне. 16. Экскурсии, целевые прогулки к памятнику героям войны. 3 вопрос: ЗАЧЕМ нужно развивать патриотическое воспитание у младших школьников? Патриотическое воспитание направлено на развитие и воспитание достойных граждан общества и настоящих патриотов своей страны. Оно многогранно и обладает высоким уровнем комплексности, тем самым охватывает множество аспектов, как культурно-исторического развития общества, так и новые черты современного общества. Воспитание патриотизма у обучающихся начальных классов играет важную роль, ведь каждый ребенок должен осознавать, что он должен любить свою Родину, заботится о благополучии своей страны. Безусловно, этодлительный процесс, требующий настойчивости, огромного труда и большого терпения. Результат этой работы будет, если учитель на своём примере покажет, что ему небезразлично, какими станут его воспитанники, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем.