СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБРАЗОВАНИИ. «ЖИЗНЬ БЕЗ ВЫСТРЕЛА»
Ирина Александровна Кудашова, учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия №47», г. Екатеринбург Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с патриотическим воспитанием детей и молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная». Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным. Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства. Актуальность проекта бесспорна: ежегодно мы празднуем очередную годовщину со Дня Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время. Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства». В преддверии празднования Дня Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма. Я, как автор проекта «Жизнь без выстрела» уверена, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине. Проект «Жизнь без выстрела» разработан в соответствии программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств личности учащихся, работу ума, души и сердца ребёнка. Необходимо создавать условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким примером служения своей семье, краю. Цель проекта: формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию. Задачи проекта: · развивать патриотические чувства и сознание обучающихся; · воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющие модель их жизненного поведения; · сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ; · изучать героическое прошлое нашей страны; · воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; · подготовиться к достойной встрече Дня Победы; · совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности; · формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; · утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений. Ожидаемые результаты проекта. Реализация проекта будет способствовать: · повышению ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития; · совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения; · использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы. · Воспитание чувства толерантности, милосердия. Гордости за свою страну и свой народ. Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации проекта ожидается: - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; - повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне; - приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа; -вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность; - в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся; - в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта: · Создание фотоальбома «И глаза молодых ребят с фотографий на нас глядят» · Создание Книги Памяти «Мы гордимся! Мы помним!» · Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе. · Формирование у школьников готовности к защите Родины. · Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны. · Активизация творческого потенциала школьников. · Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества. · Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся. · Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников. Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся: · ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО. · ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА. · ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА. · СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ. 6. Механизм реализации проекта. Основные принципы организации патриотического воспитания: Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”. Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков. Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. 7. Основные направления проекта. - гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; - историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков; - героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков; - духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни. Формы работы, используемые при реализации проекта: · внеклассные мероприятия: смотры-конкурсы; выставки. · мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины. · коллективные творческие дела. · возложение венков к памятнику погибшим в годы войны. · спортивные состязания. · акция «Георгиевская ленточка». · уроки мужества. · посещение музея боевой и трудовой славы. · встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, с детьми войны. · взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования. · экскурсии. · изучение истории и культуры родного края. Информационные ресурсы. Информационная база школы, специальная литература, сайт образовательного учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход реализации проекта. Методическое обеспечение проекта. Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает: · Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы. · Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта. · Активное использование метода коллективно-творческого дела. метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование). Научная новизна проекта. Научная новизна проекта состоит в том, что: - на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического воспитания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания; - будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы - интерната, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей. Теоретическая значимость проекта. Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими ОУ в данной сфере; разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них; сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок; нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях. Практическая значимость проекта. · авторский подход к формированию информационной составляющей патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся. · предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания. Оценка эффективности проекта Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Патриотизм – это не только слово. Это то чувство, которое рождается в самом сердце. И мы, педагоги, должны очень бережно оберегать эти росточки в сердце каждого ребенка. Чтоб наши дети выросли настоящими гражданами своей страны.