РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МБДОУ № 74 Г. КАЛУГИ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Гранкова Надежда Александровна старший воспитатель МБДОУ № 74 г. Калуги Одной из важнейших задач политики государства на современном этапе выступает задача организации всестороннего партнерства, одной из форм которой выступает сетевое взаимодействие между дошкольным образовательным учреждением и другими социальными партнерами. В целях реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, в исполнении закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ», ФГОС ДО от 17.10.2013 г. №1155 некоторые задачи дошкольного образования решаются нами с помощью сетевого взаимодействия с организациями образования и культуры города Калуги. Организация работы в рамках сетевого взаимодействия обусловлена рядами причин: Во-первых, изменение приоритетов социально-экономического развития Российского общества, вызывает потребность в создании условий для индивидуального развития каждого ребенка, самореализации личности ребенка. Во-вторых, необходимость более тесного взаимодействия организаций образования и культуры обусловлена возможностью сохранения и развития образовательного пространства социума. В-третьих, в силу недостаточности материальной базы и детский сад, и организации образования и культуры по отдельности не в состоянии в полной мере удовлетворить дополнительные образовательно-культурные потребности современных дошкольников (а также запрос родителей), что обусловливает необходимость координации их взаимодействия друг с другом. Сказанное выше свидетельствует о необходимости и целесообразности взаимодействия организаций дошкольного и школьного образования и организаций культуры, совместное использование их ресурсов в решении образовательных задач. «Сетевое взаимодействие — означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование сети различными участниками обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усилению их преимуществ». (Золотарева Ангелина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры дополнительного и технологического образования, заслуженный учитель РФ, ректор института развития образования) В организованное нами сетевое взаимодействие вошли: Название учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 74 «Радость» города Калуги (МБДОУ № 74 г. Калуги) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная образовательная школа № 35» города Калуги (МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги) Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Культурно-досуговое объединение» филиал Канищевский Сельский культурно-досуговый центр (МБУК «КДО» филиал Канищевский СКДЦ) ГКУК КО «Калужская областная детская библиотека» (ГКУК КО«КОДБ») Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 6» г. Калуги (МБОУДО «ДШИ № 6» г. Калуги) Направления сетевого взаимодействия - проведение совместных мероприятий в учебное время, таких как концерты, выставки, мастер-классы, презентации, экскурсии, литературные и музыкальные вечера, спортивные праздники и развлечения, лекции – концерты, акции, игровые программы, конкурсы чтецов и т.д.; - просветительская деятельность; - оказание методической помощи педагогам; - информационное сотрудничество. Перечень указанных выше направлений взаимодействия не является исчерпывающим и может дополняться по согласованию Сторон. Любая из Сторон может инициировать мероприятие, которое после согласования будет поддержано другими Сторонами. Механизмы сетевого взаимодействия 1. Стороны ежегодно разрабатывают и утверждают план совместной деятельности по вышеперечисленным направлениям сотрудничества 2. Каждая из сторон готовит предложения по реализации взаимодействия по указанным выше направлениям и доводит их до сведения других Сторон. 3. После совместного рассмотрения предложений по каждому из указанных выше направлений Стороны заключают соответствующие договоры. На одной из встреч в рамках сетевого взаимодействия внимание было обращено на такую проблему, как низкий познавательный интерес старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам, их истории, традициям празднования, атрибутам. При детальном рассмотрении проблемы выяснились ее причины: 1. Недостаточно внимания уделяется вопросам заинтересованности родителей (законных представителей), педагогов, социальных партнеров вопросами формирования познавательного интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 2. Отсутствие диагностического материала по выявлению уровня сформированности представлений старших дошкольников и младших школьников о народных и государственных праздниках; 3. Отсутствие плана мероприятий для работы с родителями (законными представителями), педагогами, социальными партнерами для повышения уровня заинтересованности вопросами решения проблемы повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 4. Отсутствие комплекса мероприятий от организаций образования и культуры города Калуги для повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 5. Отсутствие механизма информирования родителей (законных представителей) о мероприятиях (праздниках), организуемых управлением культуры города Калуги; 6. Отсутствие системы работы по формированию интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам. Коллегиально было принято заняться решением данной проблемы. Таким образом, родилась идея реализации проекта. Тема проекта:
«Система работы по формированию познавательного интереса к народным и государственным праздникам у старших дошкольников и младших школьников в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ № 74 г. Калуги с организациями образования и культуры города» Цель проекта Создание системы работы по формированию познавательного интереса к народным и государственным праздникам у старших дошкольников и младших школьников в рамках сетевого взаимодействия МБДОУ № 74 г. Калуги с организациями образования и культуры города» Задачи 1. Разработать анкеты по изучению мнения родителей (законных представителей), педагогов и социальных партнеров об актуальности формирования познавательного интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 2. Разработать диагностический материал по выявлению уровня сформированности представлений старших дошкольников и младших школьников о народных и государственных праздниках; 3. Разработать план мероприятий для работы с родителями (законными представителями), педагогами, социальными партнерами для повышения уровня заинтересованности вопросами решения проблемы повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 4. Разработать комплекс мероприятий совместно с организациями образования и культуры города Калуги для повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 5. Разработать механизм информирования родителей (законных представителей) о мероприятиях (праздниках), организуемых управлением культуры города Калуги; 6. Описать систему работы по формированию интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам. Участники проекта Воспитанники старшей и подготовительной групп МБДОУ № 74 г. Калуги, учащиеся 1 – ых классов МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, родители (законные представители), педагоги, социальные партнеры Членами сетевого взаимодействия был составлен рабочий план реализации проекта. Проект был рассчитан на 2 года и включил в себя работу со старшими дошкольниками и младшими школьниками, их родителями и педагогами по организации работы по следующим народным и государственным праздникам: 1. День знаний 2. Новый год и Рождество 3. День Победы 4. День защиты от экологической опасности или день экологических знаний 5. День защитника Отечества 6. Широкая Масленица 7. День космонавтики Расскажу о том, как строилась работа на примере празднования дня Победы. Для старших дошкольников и младших школьников был организован цикл экскурсий в музей боевой славы в МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, экскурсоводами в котором были не только учитель истории МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, но и учащиеся школы под его руководством. В начале работы по данному празднику была объявлена выставка рисунков и поделок «Великая Отечественная война глазами детей», посетить которую можно было на протяжении всего праздника. Детская школа искусств № 6 провела для детей мастер-класс «Открытка к 9 Мая», после которого была организована акция «Поздравь ветеранов», в ходе которой старшими дошкольниками и младшими школьниками расклеивались поздравления по всему микрорайону. Основная образовательная школа № 35 провела тематический спортивный праздник «Вставай страна огромная…», где прошли соревнования между старшими дошкольниками и первоклассниками. Для педагогов были организованы консультации от МБДОУ № 74 г. Калуги и КОДБ «Расскажите детям о войне с помощью художественной литературы». Библиотекари детской областной библиотеки провели для детей презентацию с выставкой детской литературы, которая была оставлена в детском саду, на тему «Великая отечественная война в детской художественной литературе». Детский сад для родителей организовал презентацию «День Победы», которая вдохновила их на беседы с детьми по данной теме. Для детей был организован литературный вечер «Здесь птицы не поют…» с презентацией «Великая Отечественная война на Калужской земле», в организации которого приняли участие МБДОУ № 74 г. Калуги, МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, ГКУК КО КОДБ. Детский сад совместно со школой организовали для педагогов, являющихся членами сетевого взаимодействия, викторину «Дорога к победе», с помощью которой в занимательной форме уточнились знания педагогов о Великой Отечественной войне. Калужская областная детская библиотека провела для старших дошкольников и младших школьников мастер-класс «Голубь – символ мира», а затем представила вниманию детей презентацию «Каждый ребенок – герой!». Кроме того, дети и родители могли в вечернее время посетить цикл просмотра мультипликационных фильмов о Великой Отечественной войне на базе СКДЦ (просмотр мультфильмов на широком экране). Детской школой искусств был организован лекция-концерт, посвященный дню Победы – «Дорогами войны». Детская областная библиотека для родителей организовала презентацию с выставкой детской литературы на тему «День Победы: немного истории». «Детские книги о ВОВ», а детская школа искусств – мастер-класс «Открытка для ветеранов». Для педагогов был организован круглый стол на тему «Организация досуговой деятельности со старшими дошкольниками и младшими школьниками в организациях образования и культуры города Калуги», по результатам которого было проведено одноименное родительское собрание. Закончился цикл мероприятий, посвященных великой Победе, праздником с выставкой рисунков и поделок «Аты, баты, шли солдаты…» и митингом-концертом «Какой ценой победа нам досталась», в которых приняли участие все члены сетевого взаимодействия. После проделанной работы для родителей была организована презентация «День Победы», где был представлен отчет о мероприятиях, проведенных в рамках празднования дня Победы. Для всех членов сетевого взаимодействия, после работы, посвященной одному празднику, проводится совещание для анализа всех проведенных мероприятий для возможной корректировки последующих мероприятий с учетом положительных и отрицательных моментов, выявленных в ходе работы. Примерно такая же работа была организована по другим народным и государственным праздникам, где помимо выше озвученных видов работы проводились КВНы, конкурсы чтецов, экскурсии в комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), издавались буклеты, проходили совместные мероприятия детей с родителями, например, спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья», тематические развлечения... Педагоги и дети приняли участие в конкурсах разного уровня, где представляли результаты своей деятельности (конспекты, сценарии, мастер-классы, рисунки, поделки). Краткосрочные результаты реализации проекта 1. Разработаны анкеты по изучению мнения родителей (законных представителей), педагогов и социальных партнеров об актуальности формирования познавательного интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 2. Разработан диагностический материал по выявлению уровня сформированности представлений старших дошкольников и младших школьников о народных и государственных праздниках; 3. Разработаны планы мероприятий для работы с родителями (законными представителями), педагогами, социальными партнерами для повышения уровня заинтересованности вопросами решения проблемы повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 4. Разработан комплекс мероприятий совместно с организациями образования и культуры города Калуги для повышения интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам; 5. Разработан механизм информирования родителей (законных представителей) о мероприятиях (праздниках), организуемых управлением культуры города Калуги; 6. Описана система работы по формированию интереса старших дошкольников и младших школьников к народным и государственным праздникам. 7. Старшие дошкольники и младшие школьники знают некоторые (как минимум те, с которыми работали) народные и государственные праздники: когда отмечается, атрибутика праздника, история празднования; с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта; участвуют в выставках, конкурсах, викторинах и т.д.; ищут информацию о праздниках у взрослых (воспитатели, родители, родственники), в библиотеке, с помощью родителей в интернет – источниках. Долгосрочные результаты реализации проекта 1. Успешная адаптация дошкольников к школьному обучению. 2. Старшие дошкольники и младшие школьники станут активными пользователями библиотек, запишутся в школу искусств или на кружки. 3. У старших дошкольников и младших школьников повысятся коммуникативные способности. 4. Некоторые дети сумеют преодолеть стеснение, замкнутость. 5. У детей появится интересная внешкольная жизнь. 6. Старшие дошкольники и младшие школьники будут иметь активную жизненную позицию. Итак, организованная таким образом работа четко показывает, что: Все члены сетевого взаимодействия взаимодействуют друг с другом: 1. Составление совместных планов работы; 2. Проведение мероприятий для педагогов (консультаций, семинаров, мастер – классов, презентаций и т.д.); 3. Предоставление кадровых, материально – технических и информационных ресурсов друг другу по мере необходимости (по запросу, по плану работы) Все члены сетевого взаимодействия взаимодействуют с родителями: 1. Консультации для родителей в печатном виде (размещаются на стендах организаций); 2. Проведение мероприятий для родителей (консультаций, родительских собраний, мастер – классов, презентаций и т.д.); Все члены сетевого взаимодействия взаимодействуют со старшими дошкольниками МБДОУ № 74 г. Калуги и младшими школьниками МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги: Проведение мероприятий для старших дошкольников МБДОУ № 74 г. Калуги и младших школьников МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги (мастер – классы, КВНы, лекции – концерты, спортивные развлечения, тематические досуги, презентации, выставки художественного творчества, выставки художественной литературы, игровые программы, просмотр мультипликационных фильмов, кукольных представлений и т.д.) Кроме того, родители, благодаря проведенной работе, стали больше взаимодействовать со своими детьми: участие в совместных выставках, конкурсах, мероприятиях, организованными членами сетевого взаимодействия, беседы с детьми по результатам проведенных консультаций, презентаций, мастер – классов и т.д. Родители стали больше играть с детьми как в дидактические и настольно – печатные игры, так и в подвижные народные игры. Родители интересуются жизнью детей в образовательном учреждении. Сейчас они стали не сторонними наблюдателями, а активными членами образовательного процесса.