Конференции

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ

Мишук Светлана Геннадьевна,
учитель технологии
ГУ ЛНР «Гимназия № 36 имени
Г. К. Жукова»,
город Луганск
Динамика развития человечества в XXI веке привела к становлению уникального пространства медийных средств коммуникации.
Элвин Тоффлер (американский писатель, бизнесмен, известный своими работами, в которых обсуждаются современные технологии, включая цифровую революцию и коммуникационную революцию, с акцентом на их влияние на культуры во всем мире) пишет: «Мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, требует совершенно новых идей и аналогов, классификаций и понятий».
В этой связи в настоящее время особенно актуальным выступают вопросы подготовки обучающегося к жизни в мире медиа, формирования у него умения работы с медиаресурсами, получения, обработки и критического осмысления информации, применения современных средств информационно-коммуникационных технологий. Поэтому ученые отмечают важность применения технологий медиаобразования в современном школьном образовании. Сегодня медиа фактически представляют собой систему неформального образования и просвещения различных слоев населения.
Медиаобразование является частью прав каждого гражданина современного общества на свободу самовыражения и права на информацию и рекомендовано к внедрению в образовательную деятельность образовательных организаций всех европейских государств.
Российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование как особое педагогическое направление, что выступает за необходимость изучения учащимися школ закономерностей массовой коммуникации (телевидения, печатных периодических изданий, видео, кино и пр.).
Сейчас, в эпоху развитого информационного общества медиаобразование становится актуальным направлением в современном образовании, отображающее процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникации (Интернета, прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.).
Медиаобразование в школе – это не просто технология, а некая педагогическая система, которая позволяет применять современные технологии, методы и приемы (развитие коммуникативной компетентности, медийной и информационной грамотности) с учетом существующих мировоззренческих позиций (формирование критического отношения к информации, выработка собственной точки зрения на основе анализа информационных потоков и хранилищ).
Целью медиаобразования является подготовка школьников к жизни в современном информационном пространстве, формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, развитие критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает школьнику активно использовать возможности информационного поля: телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.
Главными задачами медиаобразования является подготовка нового поколения людей к жизни в информационных условиях, обучение их владению всеми возможными способами общения на основе невербальных форм коммуникации с использованием современных технических средств, формирование и развитие медийной и информационной культуры, умений получения, передачи и преобразования информации, норм и правил общения в мире медиа.
Для достижения данных целей мы - педагоги применяем в образовательной деятельности разнообразные медиаресурсы: компьютеры, планшеты, мобильные устройства, проекторы, интерактивные доски, программные средства. Применение медиаресурсов способствует более быстрому и эффективному процессу освоения знаний. Все это создает положительные условия для развития у обучающихся мышления, воображения, памяти, внимания и восприятия, а также для формирования универсальных учебных действий.
Кроме того, и учащиеся создают для нас медиатексты (находят информацию для выполнения проектов, готовят сообщения по теме урока, узнают интересные факты по изученному материалу, снимают и монтируют видеоролики). Таким образом, мы вовлекаем учащихся в медиаобразовательную среду. Медиа в этом случае является универсальным средством и для самого педагога, и для учащегося, поскольку позволяет формировать медиакомпетентность, включающую представления о реальном мире, об отраслях медиапроизводства, об их происхождении, эволюции, экономической базе и структуре, контекстах, о воздействии медиа на личность и среду.
Медиаобразование расширяет возможности внеурочной деятельности. Учитывая моду на блогерство, в школах актуальна работа кружков по медиаблогерству.
Интерпретация различных медиатекстов предполагает «способность к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу пространственно-, временной формы повествования медиатекстов».
На уроках я часто использую видеоролики для наибольшего погружения в тему урока. Это тоже компонент медиа. Работа с ним предполагает следующие этапы:
1. Вступительное слово (учителя или заранее подготовленного ученика). Учащимся сообщается краткая информация по теме просмотра, обращается внимание на проблемные вопросы, которые предстоит обсудить.
2. Коллективный просмотр видеоролика или его фрагментов.
3. Обсуждение просмотра с целью погружения в авторский замысел через разбивку на крупные блоки.
4. Выявление степени воздействия видеофрагмента на аудиторию через анализ и обсуждение темы.
5. Обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной теме.
6. Обсуждение разных точек зрения.
Вот уже два года мы с вами работаем в условиях новой для нас реальности, которая ставит новые вызовы для учителя – это необходимость
перехода на дистанционное образование, то есть мы являемся участниками медиаобразования. Вспомним первые шаги в этом направлении: учителя давали задания через вайбер, группы «В контакте», учащиеся выполняли работы самостоятельно дома, приносили в школу тетради, рефераты и т.д.
Методические рекомендации по организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОУ ЛНР указывают, что основными элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются образовательные он-лайн платформы, цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции, вебинары, освоение которых и служит основой медиаобразования.
Одной и платформ, на которой учитель имеет возможность применять цифровые технологии, техники и приёмы и с помощью которой можно организовать он-лайн урок, является платформа Zoom.
У нас в школе все предметы, и физкультура, и технология, и музыка, и ИЗО преподавались в этой платформе.
Данный сервис требует регистрации, после которой можно создавать
конференции для обучающихся. Необходимо выбрать время начала занятия и
отправить ссылку обучающимся.
Возможности данного сервиса:
1.         Проведение опроса. В ходе изложения нового материала задаём простой вопрос, предполагающий ответ да или нет. Ответы выдаются в виде «реакций»: например, «хлопаем в ладоши» – да, «большой палец» – нет, что даёт возможность понять насколько обучающиеся в теме и что вызывает затруднения.
2. Устные задания с обсуждением. Задание размещается на доске сообщений. Каждый обдумывает его самостоятельно, когда готов – в разделе «Участники» поднимает виртуальную руку. Когда учитель видит много «рук», обсуждаются и сравниваются ответы. Данный формат используется для заданий с длинным ответом, т.к. это неудобно писать в чат – занимает много времени.
3. Ответы в чате. Задание с коротким ответом, на которое обучающиеся отвечают в чат личным сообщением. Учитель просматриваете чат и вслух комментируете ответы. Далее задание разбирается и переход к следующему.
4. Ответы на доску. Размещаются на доске сообщений Zoom несколько заданий (примеры, упражнения, номера из учебника). Обучающиеся выполняют их каждый в своём режиме.
При работе в этой программе возникают некоторые проблемы:
- рисование учащимися на слайдах, которые демонстрирует учитель. Чтобы отучить от этого, сначала выясняем, кто это делает. Выходим во вкладку «ещё», выбираем «показывать имена авторов комментариев». На уроке, если появится рисунок, учитель увидит автора рисунка.
- проблема может возникнуть и в чате, когда школьники пишут комментарии не по теме урока.
Практика организации уроков в Zoom показала, что использование данных возможностей сервиса позволяет учителю эффективно организовать обучение он-лайн, заинтересовать обучающихся и проводить уроки максимально продуктивно.
Возвращаясь, к методрекомендациям МОН, хотелось бы отметить еще массу рекомендованных платформ, позволяющих учащимся проверять свои знания по теме, учителю осуществлять контроля знаний, проводить прямые эфиры, создавать интерактивные видео, записывать объяснение темы, демонстрировать приемы пользования инструментами. Освоение этих сервисов, применение их в работе, безусловно делает урок современным и эффективным.
2021-12-21 12:00 Декабрь 2021