ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
Барабанщикова Елена Николаевна, воспитатель, МБДОУ д/с №100 г. Таганрог, Ростовская область Развитие богатого эмоционального мира ребенка невозможно без существования в нем игрушек. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. «В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение — в этом большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку кто — то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро.» Е. А. Флёрина. Очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Дымковские и каргопольские, филимоновские и богородские, семеновские матрешки всё это – русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Рассматривая с детьми игрушки, беря их в руки, мы знакомимся в первую очередь с миром природы нашей страны. Глина, дерево, солома, ткань – это материалы из которых изготовлены народные игрушки. Теплая, холодная, мягкая, твердая, легкая, тяжелая – свойства природных материалов, которые узнают дети при знакомстве с игрушкой. Учимся бережному и заботливому отношению к ним, так как игрушку изначально делали мастера из остатков материала, пока она не стала самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Соответственно относились ко всем дарам природы рачительно, с уважением. Цвета в росписи игрушек и детали орнамента также навеяны самой природой. Цветы, ягоды, елочки, трава, звезды, реки нашли свое образное отражение в виде линий, кружочков, зигзагов, точек в орнаменте. Особенно выделяется своей росписью филимоновская игрушка, которую иначе называют – радужная. Любимые элементы «солнышко» и «елочка», символизируют бесконечность и древо жизни. Рассматривая игрушку, ребята знакомятся с жизнью и бытом нашего народа в прошлом. Ведь сюжеты отражают повседневные заботы, взаимоотношения нашего народа. Фигурки барышень, водоносок, нянек, разных домашних животных помогают знакомить ребят с основными трудовыми действиями, а нарядный и красочный вид игрушек воспитывает положительное отношение к труду, заботливое отношение к домашним животным. Парные фигурки барышни и парня «Любота» знакомят ребят с проявлениями теплых и заботливых отношений друг к другу, стремлению к созданию прочной семьи. Наличие свистульки во многих игрушках знакомит нас с традиционными русскими праздниками «Масленица», «Свистунья», обрядовымитрадициями. Вязыческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Позже такие игрушки стали обязательным атрибутом ярмарочных гуляний. Веселый и задорный свист создавал радостное и праздничное настроение. Отношение к игрушке нашло отражение и устном творчестве. Частушки, стихи, песенки, загадки ярко иллюстрируют бережное, любящее отношение к традициям своего народа. Любимы образ тройки, который встречается во многих народных игрушках, наряду с матрешкой, стал символом нашей Родины, показателем широкой, доброй души русского человека. Таким образом, знакомство с народной игрушкой имеет огромное значение для формирования национального самосознания ребенка. Литература: 1. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество». 2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в саду с детьми средней группы». 3. «Народные промыслы» демонстрационный материал. 4. Н. Б. Халезнова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». 5. Изучение опыта педагогов на педпорталах.