КВЕСТ-ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Статья посвящена описанию квест-игры как одной из форм патриотического воспитания младших школьников. Ключевые слова: патриотическое воспитание, квест-игра. Патриотическое воспитание – одна из стратегических задач современного образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года определяет цели и задачи патриотического воспитания: «воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России». Защита Отечества – долг каждого гражданина. И готовиться к нему нужно со школьной скамьи. Сегодня в педагогике разработано множество различных форм патриотического воспитания младших школьников. Ведь именно младший школьный возраст наиболее подходит для воспитания социальной активности, гражданственности, патриотизма. Одной из современных эффективных форм гражданско-патриотического воспитания личности ребенка является игра. Именно в процессе игры младший школьник глубже познает смысл вещей, овладевает общественными навыками поведения, учится подчинять свое поведение правилам, взаимодействовать с коллективом, вырабатывает волевые качества. Игра - это деятельность, понятная детям, в ней присутствуют элементы соревнования, что очень мобилизует, требует от ребенка активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности. Следует также учитывать возрастные особенности младших школьников, в частности, готовность к активным действиям, к поиску приключений, открытость любому жизненному опыту, неуемная энергия. В настоящее время педагоги стали все больше использовать квест как одну из форм игры, в том числе в воспитательных целях. Квест - это захватывающая командная игра, в которой присутствует определенный сюжет. Квест включает в себя движение по заранее установленному маршруту, на котором расположены несколько игровых точек. Команды-участники на старте одновременно получают маршрутные листы с указанием всех игровых точек. Исходная (стартовая) точка у каждой команды своя. На игровых точках участники выполняют различные задания по определенной тематике и набирают количество баллов в зависимости от сложности заданий. Набранные балы заносятся в маршрутные листы, которые сдаются жюри на финише. Время посещения пунктов также фиксируется членами жюри. Обязательное условие игры: на каждом контрольном пункте команда должна быть в полном составе. Победителем квеста становится команда, набравшая наибольшее количество баллов за наименьший промежуток времени. В качестве примера можно привести военно-спортивную игру для младших школьников «Зарничка» в формате квест-игры. Цель игры: физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование. Участниками игры могут быть команды обучающихся 3-4 классов в составе 10 человек, из числа которых выбирается командир. Начинается игра со смотра строя и песни: выполнение команд командира по перестроению, а также прохождения строем под песню на военную тематику маршевого характера. Далее на старте команды получают боевые листы (маршрутный лист), в которых указан порядок перемещения команд по заставам (игровым точкам): - застава 1 – кроссворд «Славные имена» о героях Великой Отечественной войны, имена которых увековечены в памятниках, названиях улиц, микрорайонов города Старый Оскол; - застава 2 – интеллектуальный конкурс «Военный эрудит» (вопросы о военной службе на общую эрудицию в соответствии с возрастом участников); - застава 3 – творческое задание «Служу России» на знание родов войск Российской армии; - застава 4 – спортивная эстафета «Переправа»: капитан при помощи обруча «переправляет» по очереди членов команды с одного «берега» на другой; - застава 5 – конкурс на меткость «Артиллеристы»: участники команды по очереди метают мяч в корзину; - застава 6 – творческое задание «Шифрограмма»: по заранее заготовленному шифру команда должна расшифровать донесение (пословицу или поговорку о русской армии, о смелости, доблести). На каждой заставе капитаны получают фрагмент открытки, полное изображение которой собирают на финише (последней заставе). Время выполнения заданий на каждой заставе 5 минут. О передвижении на следующую заставу команды оповещаются звуковым сигналом. Покидать заставу раньше положенного времени запрещается. Воспитательный потенциал организованной таким образом игры очень велик. Во-первых, квест мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские и физические способности, прививает навыки самодисциплины, упражняет волю, доставляет радость от совместных действий. Во-вторых, если ребенок эмоционально пережил то, о чем ему рассказывали, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное непременно оставит глубокий след в его душе. Таким образом, благодаря организации работы по патриотическому воспитанию младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране, память о важных событиях прошлого, сформированное представление о значимости России и ценности этой страны. Подобные мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны. Список литературы 1. Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников. [Электронный ресурс] / режим доступа: https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/vospitanie-patriotiz ma-mladshih-shkolnikov.html 2. Жаринова А.В. Игровая деятельность младшего школьника. [Электронный ресурс] / режим доступа: 3. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология/ С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. № 1-2. 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf.