Конференции

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРКСЭ

Кулова Фатима Владимировна
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №29
г.Владикавказ РСО-Алания
1.         Паспорт методической разработки.
Наименование:
Методика использования различных форм и методов
взаимодействия с родителями на уроках и внеурочной деятельности по ОРКСЭ (Основы светской этики).
Автор методической разработки: Кулова Ф.В. Учитель начальных классов МБОУ СОШ №29 г.Владикавказа
Цель:
Создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности
школьников.
Осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.
Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
Задачи: Освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми.
Оказание родителями содержательной помощи учителю в организации внеурочной деятельности.
1.         Краткая аннотация работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями. В основе ФГОС лежат Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации, и в первую очередь с семьей.
Курс ОРКСЭ служит в помощь педагогу для воспитания нравственного российского школьника. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности: воспитания патриотизма, любви к своему народу, к своей малой родине; любви и уважения к семье, почитания родителей; развития интереса детей к окружающему миру, формирования уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепления толерантности между участниками образовательного процесса.
Деятельностный подход, при обучении данного курса, указывает на необходимость использования широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе.
Для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей,
Работа с родителями - одно из приоритетных направлений в курсе ОРКСЭ. Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам. При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях. Например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи. В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями.
При организации внеурочной деятельности следует учитывать, что детей есть определенный социальный опыт и собственные представления в сфере духовно-нравственных ценностей. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина.
Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них.
2.         Формы работы с учащимися и родителями.
Формы работы с учащимися: коллективная, групповая и индивидуальная. Предусмотрена подготовка и презентация творческих индивидуальных проектов учащихся на основе изученного материала.
В ходе проведения мероприятий предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, детско-родительские тренинги, открытые уроки, беседы, совместные праздники и экскурсии, мастер-классы.
Цикл мероприятий на тему «Род и семья – исток нравственных отношений»
1.         Урок в 4 классе на тему «Род и семья – исток нравственных отношений» (приложение 1)
2.         Экскурсия в Даргавское ущелье «По следам моих предков».
(приложение 2).
Данному мероприятию предшествовал соответствующий программный материал на уроке (см.приложение 1).
Цель:
1. Конкретизировать пройденный материал,
расширить кругозор и углубить знания учащихся по теме.
2. Развивать уважение к культуре и традициям предков.
Задачи: Познакомить детей с историческими и архитектурными памятниками Северной Осетии.
Организационная сторона экскурсии выражается в четком плане. Учителю заранее необходимо продумать наиболее целесообразный путь следования.
Родовые башни на Кавказе были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа.
3.         Детско-родительский тренинг «Близкие люди, близкими будьте!» (приложение 3).
Цель мероприятия: гармонизация детско – родительских взаимоотношений.
Задачи: актуализация позитивного эмоционального опыта; осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости.
Тренинг - выработка у родителей умений по воспитаю детей, эффективному выходу из проблемной ситуации, тренировке педагогических умений и навыков. Это одна из самых эффективных форм взаимодействия, направленная на коррекцию и улучшение отношений родителей со своим ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
В ходе работы использовался дифференцированный подход, который строится на выделении 3 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания:
1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;
2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;
3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях.
(рекомендуется привлечение школьного психолога)
4.         Мастер - класс «Готовим с мамой!»
(приложение 4)
Цель: Знакомство с традиционной национальной кухней. Поделиться с секретами любимых семейных блюд.
Задачи: Вовлечение детей и их родителей в совместную деятельность. Гармонизация отношений. Повышение самооценки детей.
Совместное приготовление пищи - отличный повод провести время вместе с родителями. Такой эмоциональный контакт очень важен для детей. Место проведения мероприятия – кабинет технологии.
5.         Конкурс исследовательских работ и проектов «Семейная летопись».
·          «Моя родословная».
·          «Моя семья в судьбе России»
·          «История моей семьи»
·          «Герб Семьи»
Цель: формирование духовно-нравственных и гражданских качеств; развитие интереса к истории Отечества и своей семьи; приобщение к работе с архивными материалами, к чтению исторической и краеведческой, художественной литературы.
Задачи: развитие социализации, уважительного отношения к семейным традициям своего народа, позитивных установок к труду и творчеству; формирование подлинных семейных ценностей - любви, взаимоуважения разных поколений семьи, совместного труда, отдыха; развитие интеллектуальных способностей личности ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами; приобщение к поисково-исследовательской и проектной деятельности; воспитание чувства гордости за своих предков.

2021-12-21 13:14 Декабрь 2021