ПЯТЬ ПРИЁМОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Шмакова Галина Леонидовна, учитель МОУ «Фоминская ООШ», д. Фомина Ирбитского района Свердловской области В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки. Нужны определённые условия сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями. Нормативно-правовые: 1. Определение содержания работы на основе анализа Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогического сопровождения и адаптированных программ для учащихся с ОВЗ. Психолого-педагогические: 1. Определение методов и приёмов работы по развитию учащихся с особыми образовательными потребностями; 2. Формирование банка заданий для учащихся с ОВЗ; 3. Работа с родителями. Информационные: 1. Формирование информационного поля в собственной деятельности по работе с учащимися с особыми образовательными потребностями через курсовую подготовку, семинары, вебинары, самообразование; 2.Организация социализации детей с ОВЗ (посещение выставок, театра, музея и др.). Экспертные: 1.Отбор критериев оценивания и самооценки, их внедрение в процесс обучения; 2. Работа с учащимися по ведению портфолио. Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника, учитывая все особенности: 1.Индивидуальный подход. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Создание ситуаций успеха. Постоянное поощрение за малейшие успехи, развитие в подростке веры в собственные силы и возможности. Можно использовать разные приёмы работы с учащимися с ОВЗ. Будь это приёмы, развивающие познавательную сферу, или же формирующие мотивацию. Я предлагаю вашему вниманию пять самых интересных и проверенных многолетней практикой. Приём «Цветной диктант» У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного яркого занимательного материала. Цель приёма: через подбор яркого занимательного материала у учащихся повышается орфографическая зоркость и познавательный интерес к учению. Выполнение таких заданий формируют внимательность, наблюдательность, самооценку своей деятельности и, при необходимости, её коррекцию и др. Суть приёма: подберите слова с ударными гласными и определите какую букву необходимо вставить. Ответы запишите в виде цветовой схемы. П..тнистый, кр..чать, ст..кольный,..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат. Осуществите самопроверку:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Приём «Почтальон» Цель приёма: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать умение анализа и обобщения и др. Суть приёма: Почтальон (учитель или один из учеников) раздает учащимся приглашения, где указаны слова какой-либо группы. Дети работают с орфограммами и определяют, куда их пригласили (например, гря_ки, кали_ка, реди_ка, морко_ка – огород). Здесь можно сформулировать такие задания: - подбирая проверочные слова, объяснить изученную орфограмму; - составить предложения с данными словами или ответное письмо с другими словами этой же орфограммы. Данный приём можно использовать при изучении темы «Части речи», также отгаданные слова могут быть заголовками мини-текстов, составленных учащимися по условию задания. Приём «Сказкотерапия» Известно, что сложный материал запоминается легко, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка. Цель приёма: сказка усиливает познавательный интерес, выступает как средство создания положительного фона всего урока, развивает память, внимание и воображение. Плюсы сказкотерапии: 1) Сказка помогает соотносить определения или теоретические понятия; 2) Проблемный вопрос, возникающий при прочтении, нацеливает учеников на активное ее восприятие, т.к. нужно искать ответ на заключенную в ней задачу; 3) Учащиеся сами начинают придумывать аналогичные сказки; 5) Помогают социализироваться в обществе, так как заключают в себе общие и важные для развития личности ребёнка темы: дружба, уважение, взаимовыручка, бескорыстная помощь и др. Приём «Работа с помощником» Цель приёма: через работу со словарями осуществляется развитие речи учащихся, рост мотивации к формированию и обогащению словарного запаса, обучение написанию трудных слов, требующих запоминания, расширяется представление об окружающем мире (социализация) и др. Суть приёма: - найти в орфографическом словаре слова на указанную букву; - определить верное написание слова и узнать его значение по толковому словарю; - составить предложения с данными словами; - рассказать другим о значении новых слов. Приём «Ладошки» Включение элементов здоровьесберегающих технологий в работу с детьми данной категории считаю важным и необходимым. Цель приёма: не допускать перегрузки, обеспечивать оптимальные условия для усвоения материала на уроке, поддерживать благоприятный климат общения и др. Регулярно провожу в 5-9 классах физкультминутки, зарядку для глаз и др. Суть приёма: 1) Приём «Ладошки»: хлопки помогают учащимся взбодриться, обменяться положительной энергией, сменить вид деятельности, отдохнуть от работы. 2) А в конце урока наши «ладошки», вырезанные из цветного картона, помогают нам провести рефлексию: Зелёная – «Я всё понял/поняла! Спасибо за урок!» Жёлтая – «На уроке были небольшие затруднения, но я смог/смогла с ними справиться». Красная – «Я не всё понял/поняла на уроке. В следующий раз нужно потрудиться!» «Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам», - сказал однажды Д. Дефо. Работая с детьми ОВЗ иногда хочется поступить именно так и кажется, что многое невозможно. Используя разные приёмы в преподавании русского языка детям с ОВЗ, важно понимать, что только движение вперёд и действие принесут положительный результат, и каждый ученик будет адаптирован к современному социуму.