ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ОБЛАСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Кобякова Ольга Николаевна, педагог-психолог, Бабченко Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель, МБДОУ д /с №43, г. Белгород Аннотация Данная статья посвящена вопросу взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении. Ключевые слова: Педагог-психолог, музыкальный руководитель, взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение. Работа педагога-психолога организуется во взаимодействии с другими специалистами ДОО, для обеспечения комплексного психолого-педагогическое сопровождения детей и родителей. Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации строится в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Задачи взаимодействия: - создавать условия для творчески наполненной, содержательной жизни детей в ДОО; - развивать эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников - основу для возникновения творческих замыслов - материал для развития воображения и фантазии; - способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащать чувственные впечатления дошкольников, развивать умение понимать и адекватно выражать эмоциональное состояние; - обогащать культурный опыт и личностный рост каждого ребенка с учетом особенностей его развития; - развивать двигательно-образные навыки - умение владеть телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве; - развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную идвигательную память; - обучатьдетей простейшим артикуляционным движениям при произношении слов песен, потешек, считалок; - учить создавать художественные образы спомощью пластических средств, ритма, темпа, высоты исилы звука; - развивать мелкую и общую моторику; - расширять лексический запас; - развивать коммуникативные навыки. Области сотрудничества: 1. Практическая - взаимопомощь в организации и проведении культурно-досуговых, познавательных и просветительских мероприятий с детьми, педагогами и родителями, подбор музыкального сопровождения к тренингам с педагогами и родителями. 2. Консультативная - консультации попсихическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников. 3. Методическая - взаимопомощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников, досугов с детьми, внедрении новых педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности, совместном прослушивании музыкальных произведений; оформление документации по взаимодействию, итогового аналитического отчета. Организуя взаимодействие с музыкальным руководителем ДОО, педагог-психолог: - оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя; - проводит диагностику психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи); - осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР, заиканием на музыкальных занятиях, вовремя подготовки и проведения праздников, досугов, развлечений; - организует психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях; - проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка; - учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания входе прослушивания различных музыкальных произведений; - участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях; - оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, развлечений и досугов, распределении ролей; - обеспечивает психологическую безопасность вовремя проведения массовых праздничных мероприятий. Взаимодействуя с педагогом-психологом, музыкальный руководитель: - консультирует по вопросам подбора музыкальных произведений для занятий сдетьми, релаксации, музыкальных пауз; - оказывает помощь в разработке занятий по музыкотерапии; - участвует в диагностике психических процессов дошкольников; - консультирует по вопросам воздействия тех или иных музыкальных произведений на психическое развитие детей с учетом их возраста; - участвует в проведении тренингов для педагогов на сплочение коллектива, профилактику эмоционального выгорания, формирование умения слышать и слушать; - участвует в проведении «родительских гостиных». Взаимодействие специалисты осуществляют в соответствии с планом работы на учебный год. Список использованной литературы: 1. Анисимов, В.А. Диагностика музыкальных способностей детей/В.А.Анисимов-Владос,2014-55с. 2. Кучерова О.Н. Музыкальное ритмическое воспитание.- Могилев: МГУ им.А.А.Кулешова,2016-16с. 3. Полякова Е.А. Психологические основы музыкально-педагогической деятельности - Минск БГПУ,2005-111с.