ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Игнатченко Дарья Николаевна, педагог-психолог, Носова Олеся Юрьевна, педагог-психолог, ДТДиМ, Воронеж Цель программы заключается в психолого-педагогическом сопровождении подростков в дополнительном образовании детей. Принципы программы: - единственно диагностики и деятельности; - учет возрастных и индивидуальных показателей; - учет интересов подростка. В рамках программы выделяются следующие этапы: 1) Диагностический этап. Цель – выявление психологических особенностей личности подростков для составления ядра программы по психолого-педагогическому сопровождению. Диагностику проводят психологи. 2) Организационный этап. Цель данного этапа: - адаптация подростков к деятельности дополнительного образования; Организационный этапа является самым кратковременным и основными задачами его принято считать: - создание основы для групповой сплоченности; - знакомство детей с правилами дошкольного образования; На данном этапе одним из важнейших вопросов – это организация психологической помощи подросткам. 3) Этап эвристической развивающей среды На данном этапе выделяют следующие направления работы: - индивидуальные и групповые занятия (тренинги и консультации); - проективная деятельность; - организация выставок, праздников и тематических развлечений; Основной формой работы педагога-психолога является тренинги, с возможным привлечением к организации и проведению педагогов. В первую очередь был избран тренинг как основная форма взаимодействия, потому что он способствует формированию психологически комфортной и безопасной среды, которая способствует активному разрешению главной задачи психолого-педагогического сопровождения, а именно, путем разрешения актуальных задач и проблем социализации. В рамках данного этапа выделяют следующие направления работы: 1. Экспресс-диагностика с целью выявления промежуточных изменений и степени воздействия программы на подростков. 2. Коррекция и развития умений и навыков. Деятельность программ, составленных педагогами-психологами, будет ориентирована на конкретный вид деятельности. На данном этапе происходит активное включение детей в различные виды индивидуальной, групповой, коллективной и творческой деятельности. Приведем пример цикла тренинговых занятий: 1. «Контактеры». Цели: Разработка правил группового взаимодействия (организация психологической безопасности). Выявление ожиданий участников (цели). Разминочные игры для снятия напряжения, психологических зажимов. Создать для участников комфортную атмосферу. Упражнения: на физическую и эмоциональную активность участников, например: «Алфавит», «Магниты», «Эврика», «Китайский осел», «Мои острова», «Восточный рынок», «Фруктовый салат», «Что дальше?» и так далее. 2. «Тимбилдинг (Командообразование) ». Цели: Развитие навыков командной работы (формирование чувства сплоченности, принадлежности к команде). Включение участников в работу, усиление концентрации внимания. Осознание трудностей взаимодействия. Мини-лекции: «Привлекательность команды», «Условия продуктивности команды». Саморефлексия. Упражнения: «Алексей, апельсин, Амстердам», «Символ команды», ситуационная игра, например, «Авиакатастрофа в тундре», «Скала», «Секрет Джованни», «Син-Обелиск», «Сильные и слабые стороны моей команды». 3. «Самоидентификация, самосознание, самопринятие». Цели: Развитие навыков уверенного поведения, самопринятия. Мини-лекции: «Ассертивность» (техники «Ассертивный отказ» и «Ассертивная просьба»), «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение», «Концепция Э. Берна «Я-ОК, ТЫ-ОК». Знакомство с техниками «Я-высказываний». Осознание внутренних барьеров (деструктивных установок), которые препятствуют реализации уверенного поведения. Получение положительной обратной связи. Саморефлексия. Упражнения: «Из чего сделан Я?», «Я… но я не…», «Волшебный магазин» (Я. Морено), «Белая ворона»; «Арт-модерация», «Корсет уверенности», «Попробуй, откажи!», «Необычная просьба», «Портрет уверенного человека», «Круг вопросов», «Парад клоунов», «Гадкий утенок и Птичий двор», «Сторителлинг». 3. Консультирование. Консультирование носит индивидуальный и групповой характер, направленных на: - выработку рекомендаций по проблеме подростков и специалистов, которые осуществляют с ними взаимодействие (с целью выбора индивидуальных технологий взаимодействия, выработку приемов и методов работы); - консультирование ближайшего социального окружения подростков; - непосредственно консультирование подростков, с целью рефлексии диагностических мероприятий. 4. Просвещение. Выделяют две формы работы: - проведение тематических выступлений для специалистов, осуществляющих работу с детьми; - различные формы просветительской деятельности: лекции, беседы, статьи, информационные стенды, классные часы – по вопросам связанных с особенностями организации процесса сопровождения подростков. Данная программа ориентирована на психологическую деятельность, но должна пронизываться деятельностью педагогов. Помимо частичкой включенности в психологический тренинг педагоги организуются занятия (мастер-классы) с привлечением узконаправленных специалистов практиков различных областей деятельности (искусство, спорт, наука и т.п.). Все вместе способствует позитивному развитию «Я»-концепции подростков, адекватной самооценки и развитию навыков рефлексии, что самоосознания о произошедших изменениях. Так же, важным является специальная организация общения между различными группами подростков, что в первую очередь необходимо для преодоления замкнутости и самоизолированности, повышения заинтересованность к новой деятельности. Таким образом, весь этап, направленных на коррекцию и развитие эвристической среды основан на ряде факторов: - плавный выход подростков из зоны комфорта; - включение подростков в различные виды деятельности. Список литературы: 1. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1984. – Т. 4. Детская психология. 1984. – 433 с. 2. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия / Ф. Гальтон. – Москва: Мысль, 1996. – 299 с. 3. Гельвеций К. А. Сочинения в двух томах / К. А. Гельвеций. – Москва: Мысль, 1974. – Т. 2. – 687 с. 4. Гильбурх Ю. З. Умственно одаренный ребенок / Ю. З. Гильбурх // Психология, диагностика, педагогика. – Киев, 1992. – 184 с.