ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Завьялова Елена Николаевна, Воспитатель, МДОУ № 62 «Рябинушка» город Вологда Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий, помогающих ребёнку легче адаптироваться к условиям детского сада. Задачами работы с детьми в период адаптации являются: · создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановке; · понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; · предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности. Первичная диагностика проходит по двум направлениям: - характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей) - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (индивидуальный лист адаптации) По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период. Далее проводиться работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. При проведении занятий учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается мини – педсовет. Туда входят заведующий, старший воспитатель, медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируют итоги, корректируют планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа. Теперь остановимся на некоторых приемах. 1. «Курочка с цыплятами». Визготовлении приняли активное участие родители воспитанников. Каждую маму мы попросили изготовить для своего ребенка цыпленка из любых подручных средств. Малыши посадили их на свои кроватки. Перед сном цыплят дети пересаживали к курочке, а после тихого часа опять на кроватки. Этот прием помогал нам приучать детей ко сну в детском саду. Каждый цыпленок, сделанный с мамой с добротой и любовью, стал символом уюта и тепла. 2. Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами – манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. На своей группе мы использовали «Экран с песком». Привлекательная для детей игра, развивает мелкую моторику пальцев рук, помогает снимать стресс в адаптационный период. 3. Мелкую моторику малышей помогают развивать занятия с различными видами панно, которые есть в каждом детском саду. Большое дидактическое пособие «Бабочка» с всевозможными замочками, шнуровками есть и у нас. В период адаптации в кармашки мы вкладывали различные картинка (из журналов, фантики от конфет и шоколадок, афиши цирка и т.п.). И когда ребенок стеснялся заходить в группу, мы приглашали его посмотреть, что же нам принесла в подарок бабочка. 4. По такому же принципу у нас работал «волшебный сундучок». В него клали небольшую игрушку и просили ребенка помочь достать застрявшего героя. В течение всего дня эта игрушка гостила на группе и с помощью ее решались все воспитательные задачи. 5. Широко использовались и музыкальные пособия, такие как музыкальные матрешка, открытка и шкатулка. Приятная мелодия могла заинтересовать детей, момент неожиданности радовал и малыши получали положительные эмоции. Анализ работы ДОУ: за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.