Конференции

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Подакова Татьяна Геннадьевна
Методист
СП «Детский сад» ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Смышляевка
Самарская область, Волжский район, п.г.т. Смыщляевка
Актуальность исследования заключается в исключительной важности методического сопровождения речевого развития в связи с переходом на вариативную систему образования, появлению многообразия новых методов, форм, технологий в планировании организации работы с детьми. Правильно организованная методическая работа по речевому развитию позволяет получить необходимый результат в обучении с учетом существующей в учреждении пространственной среды и индивидуальных особенностей учащихся.
Объектом исследования является процесс реализации содержания речевого развития воспитанников.
Предмет исследования – методическое сопровождение реализации содержания речевого развития воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель работы – изучить особенности методического сопровождения реализации содержания речевого развития воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать речевое развитие как образовательную область.
2. Выявить особенности методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации по реализации речевого развития.
3. Проанализировать организацию методической работы по речевому развитию в ДОО.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию методической работы в рамках реализации содержания речевого развития дошкольников.
Речевое развитие выделяется ФГОС ДО в отдельную образовательную область, которая включает в себя освоение смысловой, фонетической, грамматическими сторонами речи, её связностью и осознанием как предмета изучения. Итогом освоения данной области должно стать владение дошкольником устной речью, и ее использование для выражения своих чувств, желаний и мыслей, выстраивания высказывания.
Речевое развитие детей дошкольного возраста всецело зависит от качества организованной в данном направлении методической работы ДОО.
Большая роль в этом процессе отводится методической службе, которая, как правило, организуется из заведующей, старшего воспитателя и воспитателя-методиста при наличии такового.
При организации методической работы по освоению воспитателями образовательной области речевого развития детей дошкольного возраста, необходимо исходить из того, что продуктивность освоения профессиональных компетенций зависит не от объема накопленных знаний по теме, а от понимания работы как единства познавательной и инновационной деятельности, по итогу которой педагог получает конкретный измеряемый результат своего труда.
Важным в данном аспекте является организация методического сопровождения через оснащенность среды, причем как методического кабинета, так и речевой развивающей среды групп детского сада; применение в работе с педагогами активных методических форм, позволяющих раскрыть творческий потенциал работников, создать такие коллективные занятия, которые позволят через комплекс проблемно-креативных ситуаций прийти к наиболее оптимальному пониманию способов организации речевого развития.
В рамках работы было проведено практическое исследование методического сопровождения реализации области речевого развития дошкольников на базе Структурного подразделения «Детский сад» ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Смышляевка.
Направления анализа:
- анализ структуры методической службы и ее работы по данному направлению;
- анализ программы по речевому развитию;
- анализ форм методической работы по направлению;
- педагогическая диагностика учащихся по образовательной области;
- оценка профессиональных умений и удовлетворенности педагогов методическим сопровождением по направлению речевого развития.
Проведенный анализ позволил выявить ряд проблем в методическом сопровождении педагогов по реализации содержания речевого развития в ДОУ. К данным проблемам относятся:
- отсутствие целевого планирования методической работы по речевому развитию;
- устаревшая методическая литература;
- устаревшая и малоинформативная образовательная программа по речевому развитию дошкольников;
- отсутствие проведения практических семинаров, позволяющих получить более полное представление об особенностях реализации образовательной области;
- неоригинальность некоторых форм проводимой методической работы, что было выявлено в результате опроса педагогов.
Результаты проведенной педагогической диагностики детей показали, что методическое сопровождение по речевому развитию осуществляется приемлемо, так как подавляющее число детей (70%) обладают допустимым уровнем речевого развития. Однако следует уделить дополнительное внимание организации методического сопровождения по развитию связности речи, так как данный показатель находится на самом низком уровне.
Для устранения выявленных недостатков были даны специальные рекомендации, которые включали в себя создание и внедрение плана методической работы по реализации содержания речевого развития, обновление методической литературы и расширение методической копилки за счет создания закрытого сообщества в социальных сетях с соответствующим содержанием. Кроме того было обосновано внедрение новой образовательной программы по речевому развитию и предложено проведение практических семинаров, а также новых оригинальных форм методической работы, такие как методические недели и мастер-классы.
Дополнительным пунктом в списке рекомендаций по совершенствованию методического сопровождения реализации содержания речевого развития была предложена организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.
Кроме перечисленных конкретных практических рекомендаций, которые могут быть внедрены в деятельность ДОО, так же важно подчеркнуть, что методическое сопровождение реализации образовательной области речевого развития должно выстраиваться на основе принципов комплексности и системности.
Предложенные мероприятия позволяют оптимизировать процесс методического сопровождения образовательной области «Речевое развитие» в ДОО и в итоге получить существенные улучшения речевых и коммуникативных навыков дошкольников, что является конечной целью методической работы. Речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из ключевых сфер в системе общего развития личности, без него не возможно успешное включение человека в общество.
2021-12-21 10:42 Декабрь 2021