Конференции

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Лазаренко Татьяна Васильевна
Педагог-психолог
МБУ ДО «ЦВР»
Г. Балахна

Педагогические и лечебно-педагогические усилия

могут лишь тогда влиять глубоко на ребенка,

когда они растут из глубины учителя.

Петер Бюхи,

педагог Вальдорфской школы


«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Арт-терапия – естественный и бережный метод развития внутреннего мира человека через художественное творчество и искусство, помогающий обрести внутреннюю гармонию.
Арт-терапия зародилась как комплекс психологических методик в 1940–ых годах. В 1938 г. ее ввел Адриан Хилл. Основатели арт-терапии опирались на мысли Фрейда о том, что внутреннее «Я» человека выражается в визуальной форме каждый раз, когда он спонтанно лепит и рисует, а также на идеи Юнга о индивидуальных и универсальных символах. Основная фигура в арт-терапевтическом течении – это не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению спектра собственных возможностей. Выделяется очень много видов психологических терапий: изотерапия (воздействие визуальных видов искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.), музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, фототерапия, цветотерапия, оригами и так далее. В настоящее время появляются новые виды арт-терапии, которые созданы путем синтезирования основных направлений, например, песочная терапия, тканевая терапия.
Арт-терапия не несет физического воздействия на организм, а соответственно и не имеет никаких противопоказаний или ограничений, и используется во многих направлениях психотерапии. Ее часто используют для педагогической и социальной работы.
Человек может по – разному выражать свои мысли, чувства, эмоции: с помощью цвета, движения, звуков. Это помогает человеку заявить о себе как о творческой, развитой, интересной личности. Заинтересовать каждого и помочь раскрыть себя – вот основные задачи арт-терапии.
Внутренний мир человека наполнен образами и представлениями, с помощью которых мы чувствуем, мыслим. Различные образы связывают сознательное и бессознательное. Мы открываем глубины нашего внутреннего мира. Чем сильнее контакт сознательного и бессознательного, тем сильнее зритель или слушатель реагирует на произведение искусства, тем более яркое впечатление оно на него оказывает.
Арт-терапия – это способ установления отношений с окружающим миром и окружающими нас людьми. Искусство помогает человеку выразить себя, донести свою мысль до остальных. Люди, которые владеют языком звука, движения, цвета, дают нам новый опыт жизни, который помогает жить, вносит в наш мир радость, мудрость и честность.
Арт-терапия - это процесс осознания самого себя и мира вокруг. С помощью искусства можно выразить надежды и страхи, конфликты и гармонию. Арт-терапия помогает развиться интеллектуально, творчески, эмоционально; помогает людям вести достойную жизнь, несмотря на какие-либо внешние ограничения, болезни, инвалидность. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся – задача арт-терапии.
Арт-терапия поможет дать учащимся и взрослым силы для преодоления трудностей, поможет решать внутренние и внешние конфликты.
Очевидно, что занятия арт-терапией могут укрепить психологическое здоровье детей и взрослых, повысить самооценку, развить творческое мышление, самопознание, самопринятие, личностный рост, а также социальные навыки: научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.
Также занятия арт-терапией содержат высокий коррекционный потенциал: она сможет поспособствовать успешной адаптации учащихся и воспитанников в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.
Отличие метода арт-терапии от других методов:
1.         Арт-терапия полностью безвредна и может широко применяться.
2.         Нацелена на безболезненный глубинный доступ к скрытым от глаз характеристикам человека, предоставляющий психологический материал, скрытый в подсознании. При этом Арт-терапия дарит массу удовольствия, наслаждение эстетическое и творческое, увеличивая психологическую защищенность учащегося от определенных факторов, которому становится легче приспосабливаться.
3.         Развивает ассоциативно – образное мышление.
4.         С помощью методов арт-терапии учащиеся и воспитанники накапливают жизненный опыт, становятся более уверенными в себе. Чем лучше они могут выразить самого себя, тем более полноценным они будут себя чувствовать.
5.         Методом Арт-терапии можно решить большой спектр проблем: конфликты внутренние и внешние, кризисы возрастные и экзистенциальные, различные потери и травмы, психические расстройства и многие другие.
2021-12-21 12:40 Декабрь 2021