СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чижова Татьяна Павловна учитель начальных классов МОУ Лицей № 3 город Галич Костромской области «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: он становится организатором деятельности детей. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Задача современной школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Чему же должен научиться ребенок? Именно в действии рождается знание. Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя, осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию. Чтобы решить ее, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в классах учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности учеников. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: он становится организатором деятельности детей. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в классах учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности учеников. Метод проектов – это именно совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов. Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся. Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и так, же обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся. Педагогические цели, достижению которых способствует проектная деятельность: 1. Принятие самостоятельных решений; 2. Умение ставить задачи и задавать вопросы; 3. Умение работать в команде; 4. Поиск нестандартных, оригинальных решений; 5. Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих; 6. Раскрытие индивидуального потенциала. Требования к проектной деятельности младших школьников во многом отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. В начальной школе – это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. А для ребенка – это будет его собственный проект. Требования, в общем, самые простые, и главное из них - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). А теперь задумаемся, что такое исследованиядля маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нем детского внимания, чтобы не превратить его в проект с «разработкой плана», обсуждением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с проверкой результата проекта. Включать школьников в проектную деятельность начинаю постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания. Мои ученики с 1 класса выполняют такие проекты: «Моя семья», «Мой дом», «Мой город», «Распорядок дня», «Моя школа» «Число 0» «Правописание жи -ши», "Мои любимые игрушки", и т.д. Во втором классе выполняют проекты «Зелёный уголок школьного двора», «Волшебная соль», "Народные сказки", "Домашний питомец", "Волшебные предметы в сказках", "Барби - самая популярная кукла для девочек" В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. В третьем классе были выполнены проекты «Мой город в будущем», «Великий Устюг – родина Деда Мороза», «Город у синего озера», «Миром правят числа», «Луковые слёзы, или почему мы плачем, когда режем лук?» В четвёртом классе темы проектов становятся более сложные. Например: «С времён былинных и до наших дней, Галичский край, горжусь историей твоей!», «Арктика – притягательная загадка»,«П.П.Свиньин – галичский историк, художник, издатель..», «Самый старый дом города Галича», «Рыбная слобода», «О чём нам говорят исчезающие животные», «Басни И.А.Крылова» и другие. Виды проектов тоже различны: комплексные, межгрупповые, творческие, индивидуальные, исследовательские. Я использую следующие этапы работы над проектом: 1-й – погружение в проект; 2-й – организация деятельности; 3-й – осуществление деятельности; 4-й – презентация результатов и рефлексия. Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать. Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него. Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами. Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы. На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с взрослыми по теме проекта, посещают библиотеки, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию. Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу. В чём достоинства метода проектов? Прежде всего, в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной начальной школы в чём нам, несомненно, помогает использование метода проектов. Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС НОО. В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а также готовности ее к жизни в современном мире.