Конференции

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В СТУДИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Павлова Наталья Сергеевна,
педагог изостудии «Я – художник»,
ГБОУ ДО ЦТР и МЭО «Радость»,
г. Москва.
В условиях, когда невозможно использовать традиционные методы обучения, важно продолжать обучение рисованию иными методами, поддерживать творческую форму, применять и развивать полученные художественные умения и навыки. Непрерывность обучения изобразительной грамоте и художественная практика намного важнее точного соблюдения всех условий художественного образовательного процесса. Любая пауза во время обучения рисованию отбрасывает ученика назад в реализации умений и навыков, полученные знания забываются.
Современные технологии позволяют нам не прерывать обучение и заниматься рисованием, не выходя из дома, с любого девайса (компьютера, телефона, планшета). Место, время и расстояние уже не имеют определяющего значения.
В периоды самоизоляции, когда нет возможности проводить занятия в очном режиме, я обучаю детей рисованию дистанционно в различных форматах.
Например, я разрабатываю поэтапные уроки-презентации, представляющие собой пошаговые алгоритмы создания рисунков. Подобные ресурсы удобно иметь перед глазами во время выполнения работы, сразу же применяя теорию на практике. При этом каждый ученик работает в своем индивидуальном темпе, переходя к следующему этапу работы после завершения предыдущего.
Также, я создаю небольшие видео-уроки. Такой формат предусматривает минимальное нахождение ребёнка за монитором компьютера. Уроки состоят из двух блоков: теоретической части и творческого задания. После просмотра видеоролика дети самостоятельно выполняют практическую часть урока. На последующем онлайн-занятии можно повторить изученную тему, закрепить пройденный материал, обсудить с ребятами рисунки, которые они создали.
Самым эффективным форматом дистанционного обучения рисованию, на мой взгляд, является занятие в прямом эфире, в режиме реального времени. Проводятся занятия на платформе Zoom. Формат веб-видеоконференции предусматривает непосредственное взаимодействие педагога и учащихся. Эффект живого общения способствует созданию благоприятной рабочей обстановки в учебной группе, помогает вовлечь детей в учебный процесс и удерживать их внимание в течение всего занятия.
Каждый такой урок имеет свой сценарий. На занятии я вместе с учащимися создаю рисунок с чистого листа. Процесс рисования сопровождается демонстрацией схем или алгоритма поэтапного выполнения рисунка с пояснениями. Во время занятий я рекомендую ученикам показывать мне работы: если они запутались или что-то недопоняли, можно вовремя скорректировать ситуацию.
В конце урока я прошу детей демонстрировать работы по мере их завершения перед всей группой, чтобы каждый мог услышать оценку товарищей, учителя, сравнить свою работу с другими. Такая практика ориентирует на сознательное критическое отношение к изобразительной деятельности, а главное — поднимает в глазах ребенка значение уже сделанного.
Удалённое обучение рисованию работает, оно может быть эффективным при соблюдении определенных педагогических условий. Для качественного обучения рисованию важна не столько требовательность педагога, добросовестность проработки деталей, сколько качество подачи материала, эмоциональная увлеченность содержанием работы. Важным условием здесь становится создание атмосферы открытости, доверия, заинтересованного общения. Темы должны быть интересными и доступными для понимания детей. От того, насколько дети увлечены содержанием работы зависит выразительность их рисунков. Чем сильнее захватывает ребенка сюжет или образ, тем с большим старанием он будет их воплощать на бумаге. Конечно же при дистанционном формате обучения важную роль играет общая подготовленность ученика на данный момент, его природные способности, и личностные качества – самодисциплина, желание достичь яркого результата. Однако определяющая роль принадлежит именно педагогу – наставнику, помощнику, который направляет и поддерживает своих учеников.
Мы живём в мире новых технологий и технических возможностей. Неразумно отрицать их и не ставить на службу задачам художественного образования. Классические методы обучения рисованию, разумеется, сохраняют свою эффективность, но почему не использовать, в дополнение к ним новые технологические решения? Тем более, если они экономят наше время и силы, а в определенных обстоятельствах ещё и сохраняют здоровье.

2021-12-21 12:48 Декабрь 2021