ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ядовина Виктория Николаевна, воспитатель, МБОУ «Ровдинская СШ» - филиал «Ровдинский детский сад, с. Ровдино Мышление - один из важнейших аспектов образовательного процесса. Наша способность учиться и решать проблемы зависит от нашей способности правильно мыслить, что помогает нам адаптироваться и необходимо для успешной жизни. Современное общество характеризуется динамично меняющимися условиями. Существует социальный запрос на изучение развития детей дошкольного возраста в новых условиях. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что развитие мышления дошкольников с задержкой психического развития можно охарактеризовать как недостаточно сформированное. У дошкольников с задержкой психического развития нарушается развитие умственных операций и умственной деятельности в целом. Уровень развития мышления дошкольника обеспечивает успехи ребенка в освоении образовательной программы в детском саду и дальнейшем обучении. Особенно актуальна область изучения в психологии дошкольного возраста. Деятельность мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является сложной сферой изучения. Мышление детей дошкольного возраста с ЗПР характеризуется и определяется как несформированностью различных отдельных мыслительных операций, так и нарушением структуры развития мыслительной деятельности в целом. У детей дошкольников с ЗПР мысль поверхностна, ее направленность определяется случайными, единичными признаками сигналами, бездействием, инерцией, мыслительными процессами, тенденцией к копированию, подражанием. Многие исследователи и психологи, такие как Ж. Пиаже, Л. Занков, Р.С. Немов, А. Леонтьев, В. Давыдов, Н.Я. Гальперин, глубоко изучали теорию развития мышления и охарактеризовали условия, которые облегчают и затрудняют поиск правильного решения, в мыслительных процессах. У каждого ребенка свой путь развития, свои индивидуальные особенности. По наличию более или менее определенных критериев оценки зрелости ребенка на каждом возрастном этапе можно говорить о наличии возрастных критериев. Но если присмотреться, то становится ясно, что особенно трудно определить понятие нормы и возраста. В настоящее время термин "норма" относится к развивающемуся ребенку и весьма подозрительно относится не только к отдельным психическим процессам, состояниям, но и к изменениям показателей их взаимодействия. K.A. Гуревич справедливо указывал, что проблема нормальности развития, диагноз которой не решен, что связано с проблемой нормальности психического развития разных возрастов, является очень сложной и недоразвитой [12, с. 33]. В дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии общих и мануальных сигналов и мелкой моторики. На способы развития мыслительных процессов с помощью моторики в основном влияют: скорость, маневренность, мощность, точность, долговечность, гибкость, регулировка. Дети задержкой психического развития могут выполнять действия индивидуально, но очень трудно повторить серию действий (например, поднятие рук над головой, над плечами или ниже). У дошкольников этой категории не развивается самоконтроль, поэтому они не обнаруживают неадекватного поведения. Они считают, что все делается правильно и четко, по нормам. У всех детей наблюдается снижение физических качеств, таких как ловкость, мышечная сила, скорость и выносливость. Моторика рук и пальцев наиболее недоразвита у детей этой группы. Особенно заметно неправильное развитие мелкой моторики рук, что затрудняет развитие умения писать. Я хорошо разбирался в технике, искусстве, моделировании, применении и строительстве. Дети с задержкой психического развития не имеют серьезных двигательных нарушений, но, тем не менее, их физическое и двигательное развитие ниже, чем у их нормально развитых сверстников. На развитие мышления влияют все психические процессы: - Развитие уровня внимания; - Уровень развития восприятия и выражения окружающего мира; - Уровень речевого развития; - Уровень сформированности механизма мыслительных процессов [18, с.76]. Из всех перечисленных психических процессов, влияющих на развитие мышления, особое внимание уделяется уровню речевого развития в связи развития мыслительных процессов. Важной особенностью мышления является его неразрывная связь с речью. Известно, что речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями и постепенно становится основой развития мышления, влияя на развитие личности в целом [17]. Л. С. Выготский подчеркивал зависимость развития речи от мышления и социокультурного опыта ребенка. В процессе речевого развития ребенок усваивает характер мышления (язык). Овладение такими символическими средствами мышления происходит в процессе общения ребенка с окружающими его взрослыми [3, с.143]. У детей с задержкой психического развития наблюдается задержка мыслительного процесса, а у таких детей также возникает комплекс неполноценности в речи. Таким образом, при овладении речью развиваются и совершенствуются такие мыслительные манипуляции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование [12, с.54] Для детей с задержкой психического развития присуще не обращать внимания и переключать его при смене деятельности. Характерной особенностью повышенного рассеяния на посторонние раздражители является большое сопротивление относительно числа ошибок, которые не возникают. Эти негативные последствия особенно сказываются, если отвлечением является речь. Дошкольники этой категории должны выполнять задания в абсолютной тишине, чтобы не было посторонних разговоров и звуков. Сенсорное развитие характеризуется качественной оригинальностью. Важно отметить, что у детей с задержкой психического развития, зрение и слух физиологически сохраняются, но процесс восприятия (зрительного, слухового, тактильного) несколько затруднен, что говорит о влиянии данного критерия на развитие мышления: рассматриваются недостаточные, односторонние, эпизодические знания детей об окружающей действительности, о себе и своем мире. Развитие образа окружающего мира осуществляется по принципу возможности переживания индивидом основных характеристик предметов и явлений [15, с. 76]. А поскольку у детей задержкой психического развития нет нарушений на фоне органов чувств, то эти ощущения вполне верны. Выработка целостного образа субъекта является результатом сложной перестройки ощущений, связанных с различными органами чувств, а также следов предшествующего восприятия, уже присутствующих в коре головного мозга. Дети с задержкой психического развития испытывают меньше субстанции в течение определенного периода времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Задержка в развитии зрительного восприятия приводит к трудностям в развитии мышления. а также в овладении чтением, нарушению различения букв и правописания цифр [14, с. 79]. Трудно проводить исследовательскую деятельность, направленную на изучение природы и качества объекта (умение использовать исследовательскую деятельность). Дошкольники с задержкой психического развития нуждаются в большем количестве практических тестов и попыток решения зрительных и практических задач. Чувственный опыт детей этой категории долгое время неверно истолковывался в именовании признаков размера, цвета и формы, которые не обобщались и не фиксировались в словах. В дошкольных учреждениях этой категории устное и логическое мышление формируется позже, чем обычно развивается у сверстников. Ребенок не выделяет сущностных характеристик обобщения, а создает процесс обобщения либо с ситуативными, либо с функциональными характеристиками. Научные теоретики [4, с.56] отмечали и сложность оформления целого произведения, и отделение части от целого, и сложность манипулирования данными изображения. Процесс создания ментальных манипуляций замедляется. В начальной фазе полноценной умственной деятельности существует ориентировочная фаза, основной целью которой является анализ условий задачи и подготовка общего решения заранее при определении стратегии поиска. У развивающихся детей недостаточный уровень умственной деятельности отчетливо проявляется на приблизительном этапе. Это то, что происходит в классе, когда вы начинаете решать проблему, не анализируя весь набор данных и план решения. На логопедических занятиях такие дошкольники имеют медленный темп работы, в отличие от нормально развитых сверстников. Дети повторяют вопрос несколько раз, используя вопрос для получения информации и доступа к ответам. Следующим и наиболее важным условием решения интеллектуальной задачи является управление основными ментальными манипуляциями: анализом, синтезом, обобщением, абстрагированием, сравнением и т. д. Анализ детских предметов в этой категории не является полным и достаточно тонким по сравнению с нормально развивающимся сверстником. Активность ребенка с задержкой в развитии, при анализе визуально обнаруживаемых объектов, которая рассматривается недостаточно: выбор признаков часто хаотичен, является не запланированным. Дошкольники с задержкой психического развития часто уже не в состоянии выполнять эту задачу самостоятельно, но после использования предложенной помощи взрослых высокого уровня они близки к норме. Анализируя особенности психического развития и развития детей данной категории, можно сделать следующие выводы: - Психические расстройства затрагивают всю сферу деятельности ребенка, которая в основном носит системный характер; - Степень не признанности психической функции может быть различной, что определяет различные симптом задержки психического развития мышления в дошкольном возрасте; Нарушения здоровья нервной системы ребенка влияют на поведение детей с задержкой психического развития. Для некоторых детей характерны повышенная эмоциональная раздражительность, эмоциональная неустойчивость, что вызывает значительное сдерживание нарушений работоспособности. Во втором преобладает процесс угнетения, и это является причиной проблем познавательной и мыслительной деятельности разных видов: ребенок запоминает и воспринимает все хуже и хуже. Именно поэтому диагностика занимает важное место в структуре коррекционно-педагогического процесса. Индивидуальные пути развития могут быть построены только на основе глубокого и всестороннего изучения каждого ребенка. Психология определяет особенности психического развития ребенка, с помощью программного обеспечения, как рождается человек, какого рода обучение и воспитание, а также возможность использования некоторых особенностей в обучении и воспитании, как компенсировать ошибки. Одной из главных черт ребенка с задержкой психического развития является незрелость его психической сферы и мыслительной сферы. Эмоции мыслительной развитие играют важную роль в развитии личности. У детей с задержкой психического развития наличие значительных первичных эмоциональных изменений способствует специфическому развитию психопатологической функции, появлению новых негативных признаков, коррекция основных психических расстройств которых весьма затруднена. Поэтому очень важно исследовать мысли и чувства умственно отсталых детей, их замысел и воспитание. Незрелость личности умственно отсталого ребенка в основном обусловлена спецификой его потребностей и развитием интеллекта, и это отражается во многих особенностях его мышления. Мысли детей с нарушениями интеллекта часто неадекватны и несоразмерны по своей динамике с влиянием внешнего мира. Слабая интеллектуальная регуляция заключается в том, что дети не адаптируют свои мысли и чувства, что ситуация никак и никак не может найти удовлетворения их потребностей, который заменяет то, что было изначально задумано. Слабое мышление препятствует формированию этих высших чувств. Такие чувства можно вырастить у детей с задержкой психического развития с помощью внешнего мира. Таким образом, изучение развития мыслей и чувств ребенка, правильное проектирование и воспитание приведут к формированию его характера, новых, положительных черт характера и, наконец, к необходимым изменениям в мыслительном развитии. Дети с задержкой психического развития, особенно в области мышления дошкольного возраста, отмечаются как незрелые и недоразвитые. Для некоторых дошкольников с задержкой психического развития, настойчивость и отсутствие самовыражения в мыслительных процессах довольно заметны. Дети не знают, как контролировать свои эмоциональные симптомы, и часто не пытаются их изучить. Как вы знаете, каждая выраженная эмоция соответствует его положению, его жестам, его выражению, но дошкольник с задержкой психического развития не может этого сделать. Незрелость личности дошкольников с задержкой психического развития, их потребности и некоторые особенности развития интеллекта имеют тенденцию проявляться в ряде особенностей эмоциональной сферы. Также показателем незрелости личности дошкольника задержкой психического развития, по нарушению интеллектуального развития является то, что эгоцентрические эмоции оказывают существенное влияние на ценностные суждения. Ребенок ценит тех, кто добр к нему, тех близких, кто хорошо их знает. Например, ребенок с задержкой психического развития ощущает и выражает свое отношение к людям и событиям, происходящим вокруг него, и думает, что это именно то, что ему приятно. Дети с задержкой психического развития имеют расстройства мыслительных процессов, к которым относятся: 1. Анализ. Дети одержимы деталями, неспособны различать в основном те, которые можно только выделить, имя, фамилию и второстепенные признаки, которые показывают, что бедность — это словарный запас существительных. 2. Сравнение. Сравнивают предметы по разнородным несущественным признакам, указывая на то, что лексика прилагательных не разработана. 3. Классификация. Дети часто классифицируют правильно, но они не могут понять принципы и объяснить, почему они это сделали, поэтому создание словаря здесь очень важно. 4. Обобщение и абстрагирование. Детям трудно обобщать предметы, и они не знают, какие общие понятия принадлежат предмету, поэтому они не знают, какие из них принадлежат к той же группе. Таким образом в характеристиках дошкольников с задержкой психического развития можно выделить: незрелость, развитие образа мышления, недостаточную дифференциацию психологических признаков, проблемы в развитии свободы слова и мыслительных процессов, связанные с неустойчивостью эмоций, образа мышления, а также недостаточную сформированность мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Дошкольник с задержкой психического развития проходит ряд этапов в своем развитии, каждый со своими чувствами и переживаниями, приобретает новое качество, а переход к более высокой форме мыслительной и эмоциональной сферы осуществляется в процессе общения с окружающими, и развития всех структур психики, так как имеется взаимовлияние развития процессов друг на друга. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Асеев В.Г. Поведение и формирование личности: [Текст] Учебник. - М.: Владос, 2017. – 545 с. 2. Белкин А.С. Нравственное воспитание ребенка с ЗПР: [Текст] Учебник. - СПб.: Атмосфера, 2017.– 450 с. 3. Ветрова В. Развитие и коррекция: Учебник. [Текст] - СПб.: Питер, 2005. - 560с. 4. Воронкова В.В. Мыслительные процессы детей с ЗПР: Учебник. [Текст] - М.: Гардарика, 2015. - 432 с. 5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе // под ред. В.В. Воронковой: Учебник. [Текст] - СПб.: Атмосфера, 2017.– 450с. 6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Учебник. -[Текст] М.: Инфра - М, 2016. - 406 с. 7. Газман Л.Я. Проблемы развития интеллекта: Учебник. [Текст] - М.: Эксмо Пресс, 2016. - 560 с. 8. Дубровина И.В. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Учебник. - СПб.: Атмосфера, 2017.– 450с. 9. Забрамная С.Д. Ваш ребенок во вспомогательной школе [Текст] - М.: Просвещение, 2019. - 231 с. 10. Замский Х.С. Задержка психического развития [Текст] - М.: Юнити - Дана, 2006. - 479 с. 11. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка - М.: Просвещение, 2016. -157 с. 12. Левин В.Л. Нестандартный ребенок//Дошкольное воспитание. [Текст] - 2018. - №4. - с. 15-27 13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции и мышление: Тесты. - М.: Владос, 2017. – 545 с. 14. Москаленко А.А. Полезные пособия по коррекционно-воспитательной работе // [Текст] Дефектология. - 2016. - №3. - с. 64 - 77 15. Неверович Я.З. Развитие мышления у детей: [Текст] Учебник. - СПб.: Нева, 2017. – 453 с. 16. Немов Р.С. Психология: Учебник. - СПб.: Нева, 2017. – 573 с 17. Никифорова Е.В. Развитие детей с ЗПР. [Текст] Дефектология. - 2018. - №3. - с. 27-39 18. Общая психология под ред. А.В. Петровского - М.: Владос, 2019. – 235 с. 19. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя воспитательной школы: Пособие для учителя и воспитателей. - М.: Просвещение, 2020. - 415 с. 20. Ушакова О. С. Развитие дошкольника с ЗПР /О.С.Ушакова. - М.: Изд-во института психотерапии. - 2018. – 237 с. 21. Флерина Е. А. Развитие // Хрестоматия по теории и методике развития дошкольников с ЗПР / М.: Кокон, 2019. – 355 с. 22. Шевченко В.М. Педагогическая психология. [Текст] - СПб: Нева, 2018. – 345 с. 23. Эмоционально-волевая сфера дошкольников: [Текст] Методическое пособие. - М.: Никос, 2017. – 345 с.