Конференции

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Гылкэ Ирина Трофимовна
Воспитатель
СП «Детский сад» МАОУ «Гимназия №1»
г.Пермь
В настоящее время наблюдается тенденция к разрыву связи поколений, воспитанию вне традиций и обычаев. Но наряду с этим со стороны государства растет интерес к пропаганде русской народной культуры в дошкольных образовательных учреждениях.
Патриотическое воспитание - целенаправленное, содержательно наполненное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми, содействующее становлению основ уважительного отношения к истории и культуре своего народа, государства, бережного отношения к социокультурным ценностям, гуманного отношения к людям.
Проблема приобщения к русской народной культуре дошкольников находит свое отображение в таких документах как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная целевая программа развития образования на 2018 - 2025 годы», «Концепция и Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы»».
В этих документах, в частности, ставятся задачи повышения уровня приоритета национального российского образования, повышения уровня национального самосознания у подрастающего поколения будущих граждан России.
В соответствии с ФГОС одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании на современном этапе является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В рамках разработки вопроса приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре путем использования дидактических игр, мной было проведено исследование не только уровня знаний детей старшего дошкольного возраста, но и уровень компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, актуальность моей работы обусловлена противоречиями между:
- требованиями нормативно-концептуальных документов к осуществлению патриотического воспитания и недостаточным уровнем компетентности педагогов в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре;
- разработанностью теоретических аспектов проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре и недостаточной технологической оснащенностью использования в этом процессе дидактических игр.
Приобщение детей к русской народной культуре должно начинаться с первых лет жизни, так как этот период является определяющим. Академик Д.С. Лихачев полагает: «Для жизни человека важна среда…необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
·      приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
·      знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
·      проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
·      организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Старший дошкольный возраст является переходным к новому статусу школьник и к совершенно другому виду деятельности – учебной. Такому переходу способствует использование дидактических игр.
Истоки сочетания обучения с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.д.
В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки. Простые тексты, доступные детям движения, вызывают стремление самого ребенка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с близкими людьми.
Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М.Монтессори, Е.И. Тихеевой, А.И Сорокиной и др.
Дидактическая игра - игры с правилами, специально создаваемые педагогами в целях обучения и воспитания детей.
Характерными особенностями дидактических игр является то, что:
·      Любая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
·      В дидактической игре должны быть задачи, решение которых потребует умственного усилия о ребенка.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира.
Дидактические игры кратковременны (10 – 20 минут) и организуются педагогом по плану в часы занятий.
В процессе осуществления работы, я предположила, что целенаправленное использование дидактической игры позволит повысить уровень знаний детей о русской народной культуре.
В ходе формирующего эксперимента использовались настольно – печатные дидактические игры.
Были использованы мероприятия из сборника комплексных занятий, разработанного на основе программы «От рождения до школы» Е.Вераксы.
Так же некоторые конспекты мы разрабатывали самостоятельно на основе содержания программы «Дорогой добра» Л.В. Коломийченко.
Были использованы различные формы работы с детьми: занятия по изобразительной деятельности и лепке, чтение литературы, подвижные игры, беседы, слушание музыки.
План мероприятий включал в себя:
1.         Беседы о Рождестве и святках, о предметах быта, о музыкальных инструментах, о русской народной одеждой, о Вербном воскресении
2.         Рисование по темам «Мезенская роспись», «Пермогорская игрушка», «Русский народный костюм», «Полхов-Майданская роспись»
3.         Чтение сказок «По щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка», «Волк и семеро козлят»
4.         Лепка филимоновской игрушки
5.         Слушание народных песен,
6.         Дидактические игры «Матрешка», «Быт русского народа», «Русская народная игрушка», «Рядом со сказкой».
Игры детям очень понравились. Они с охотой играли, объясняли друг другу правила. Больше всего понравилась игра «Рядом со сказкой». Воспитатель попросила оставить игру в детском саду. Дети делились новыми знаниями, аргументированно доказывая друг другу свою позицию, искренне радовались, когда отгадывали загадки, успешно выполняли задания, Педагог вместе с нами отметила высокий уровень стремления помочь своему одногруппнику, если тот не может выполнить правила игры или задание, предусмотренное игрой. Игры были востребованы у детей.
Для определения эффективности работы использовался тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе.
В результате проведения контрольного эксперимента мы обнаружили, что у всех детей повысился общий уровень знаний о русской народной культуре.
Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что дидактическая игра может являться эффективным средством приобщения детей к русской народной культуре при соблюдении следующих условий:
- отбор дидактических игр, содержание которых позволяет познакомить детей с доступными их пониманию элементами народной культуры;
- систематическое использование дидактических игр в процессе приобщения детей к русской народной культуре;
- осуществление поэтапного руководства дидактическими играми в процессе приобщения детей к русской народной культуре.
2021-12-21 10:24 Декабрь 2021