МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ
Комарова Ирина Николаевна, заведующая отделом Петрова Маргарита Григорьевна, методист Еремина Наталья Валериевна, методист, МБУДО ДТДиМ, г. Воронеж «Первоочередная задача педагога состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда, а значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства», говорил В.А. Сухомлинский. Достичь этой цели может только педагог-мастер. А что же такое педагогическое мастерство? По мнению Макаренко, это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение педагога предельно точно ставить образовательные задачи и наиболее оптимальным путем решать их. Педагог-мастер в системе дополнительного образования – это человек, уже прошедший свой неповторимый путь личностно-профессионального роста и достигший определенных успехов. Весьма важна культура презентации своего профессионального опыта. Это определенный результат мастерства педагога и, как следствие, успешное повышение квалификации его коллег. Педагогам необходимо постоянно учиться друг у друга и лучшей мотивацией для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Оптимальной формой такого взаимообмена, на наш взгляд, является мастер-класс. Мастер-классесть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагога, эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников образовательного процесса. Мастер-класс активно используется не только как форма обобщения и распространения педагогического опыта, но и как форма конкурсного испытания педагогов. Стратегия деятельности Дворца творчества детей и молодёжи в вопросах организации мастер-классов базируется на том, что главное – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Позитивный результат мастер-класса – это результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению и саморазвитию. Важнейшими особенностями мастер-класса являются: новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; метод самостоятельной работы (в том числе и в малых группах), позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал мастера и участников мастер-класса; формы, методы, технологии работы, которые предлагаются, а не навязываются участникам; процесс познания, который гораздо важнее, ценнее, чем само знание; форма взаимодействия, предполагающая сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера. Это технологически сложный процесс, поэтому нам необходимо было определиться с требованиями к его организации и проведению в плане постановки цели и задач, а также разработки принципов, форм и содержания. Целью мастер-класса является трансляция уникального педагогического опыта, передача участникам мастер-класса «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс. Основные задачи мастер-класса: · повышение профессионального мастерства и квалификации участников; · передача педагогом-мастером своего профессионального опыта; · внедрение новых технологий обучения и воспитания; · совместная отработка методических приёмов, способов педагогической деятельности. Основные принципы мастер-класса: · безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников; · равенство всех присутствующих (мастер не должен быть в позиции «над»); · сравнение результатов без духа соревновательности; · заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь; · сочетание индивидуальной и групповой форм работы. По форме мастер-класс может быть проведён с педагогами и для них, без участия детей; а также с группой обучающихся или с отдельными детьми для педагогической аудитории. Он может проводиться как для начинающих педагогов, так и для педагогов, имеющих значительный стаж работы. Содержание мастер-класса состоит из: · вступительной части, где мастером даются необходимые целевые установки, представляется собственная система работы или её отдельные элементы; · основной демонстрационной части, где педагог-мастер осуществляет прямой комментированный показ в действии методов и приёмов работы через учебное занятие с педагогами, выступающими в роли обучающихся, и поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер. · практического обучения использованию профессионального опыта педагога-мастера. Данный этап раскрывает логику замысла мастера, систему и технологию педагогических действий и осуществляется через моделирование самостоятельной работы слушателей в режиме технологии педагога-мастера, который организует самостоятельную работу слушателей, выступая в роли консультанта. · обсуждения результатов совместной деятельности всеми участниками мастер-класса. · подведения итогов мастер-класса. Упомянутые нами требования к содержанию мастер-класса практически полностью соответствуют «Алгоритму технологии мастер-класса», разработанному профессором Г.А.Русских, и отличается лишь названием этапов: презентация педагогического опыта, проведение имитационной игры, моделирование и рефлексия. Рассматривая мастер-класс как процесс сотворчества, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к глубокому методическому анализу представляемого опыта. Базируясь на этих теоретических установках, только за последний учебный год во Дворце творчества детей и молодёжи было организовано и проведено 12 мастер-классов, в которых приняли активное участие не только методисты и педагоги дополнительного образования, но и родители обучающихся. Наибольший интерес вызвали следующие мастер-классы: - «Подготовка и проведение итогового видео-занятия по английскому языку «Знакомьтесь, - мышка!», которое было представлено на областном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Педагог проводила занятие на образовательной платформе ZOOM. - «Подготовка сюжета и раскадровки для создания мультипликационного фильма». - «Основные принципы поэтического и прозаического произведения». - «Этюды – наблюдение за жизнью». - «Ёлочные игрушки». Одним из условий мастер-класса является его безоценочность, поэтому в учреждении была разработана анкета, направленная на восприятие участниками мастер-класса содержания деятельности педагога-мастера. В ней проописаны следующие критерии: 1. Наличие и содержание педагогических идей, современных походов и уровень их представления. 2. Демонстрация новационных педагогических технологий (их элементов). 3. Выраженность и доступность представленных педагогических приёмов, методов, технологий (общепедагогических, частнопредметных, воспитательных, коррекционно-развивающих) и средств психолого-педагогической поддержки. 4. Наличие методов, приёмов и условий создания ситуации успеха. 5. Наличие приёмов и условий мотивации, способствующих включению каждого участника в активную деятельность. 6. Показатели результативности используемых мастером приёмов и способов педагогической деятельности. Анализ проведённых мастер-классов показал, что каждый мастер обладает собственной системой работы, основанной на определённых научных источниках. Проведённые мастер-классы позволяют говорить о том, что способы представления передового опыта в ДТДиМ находятся на очень высоком уровне. Наблюдается большое разнообразие методов и приёмов, которые доступны и легко воспроизводимы в условиях дополнительного образования. Педагоги продемонстрировали высокий профессионализм, умение заинтересовать в ходе открытых мероприятий всех присутствующих. Эти, ставшие традиционными во Дворце творчества детей и молодёжи, мероприятия открывают всё больше интересных педагогов, которые непрерывно совершенствуют своё мастерство. Как говорил известный французский писатель-моралист и педагог Ж. Жубер: «Обучать - значит вдвойне учиться». Литература 1. Богачева И. В., Федоров И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: методические рекомендации. – Минск, 2012. 2. Машуков А.В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. – Челябинск, 2007. – 13 с. 3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – Москва: Школа-Пресс, 2002. 4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. – Москва: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с. 5. Русских Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40 6. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие / Е. М. Пахомова, Л.П. Дуганова. – Москва: АПКиППРО, 2006. – 168 с. 7. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 76 с. 8. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие // А. В. Хуторской. – Москва: Изд. центр «Академия», 2008.