Конференции

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жаркова Виктория Владимировна,
учитель начального общего образования,
МБОУ «СОШ № 6»
город Ангарск
В соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования к числу личностных универсальных учебных действий относятся такие, как: развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения; развитие эмпатии, как понимание чувств людей и сопереживание им. В младшем школьном возрасте достижение данных результатов тесным образом связано с развитием эмоционального интеллекта.
Проблема эмоционального интеллекта в психологической науке является одновременно востребованный и достаточно противоречивой, о чем указывает Д.М. Рыжов [6]. Автор считает, что сложность изучения данной проблемы состоит как в теоретическом, так и в практическом плане. Прежде всего это связано с неоднозначностью понимания самого термина «эмоциональный интеллект». В психологии появление данного термина связывается с работами Дж. Майера, П.С. Саловея, Д. Гоулмена [2].
В отечественной психологии эмоциональный интеллект стал стало рассматриваться позднее, чем в зарубежной психологии именно в контексте данного термина. Несмотря на довольно большое количество исследований, которые за это время были проведены, проблема эмоционального интеллекта по-прежнему является достаточно острой. Прежде чем охарактеризовать вопрос развития эмоционального интеллекта обучающихся на этапе начального общего образования, необходимо раскрыть сущность данного понятия.
Дж. Майер определяет эмоциональный интеллект как компонент социального интеллекта, который включает в себя способность отслеживать собственные чувства и чувства окружающих людей, видеть в них отличия, использовать полученную информацию для управления мышлением и действиями [6]. В работе Д. Гоулмана эмоциональный интеллект определяется как совокупность факторов, помогающих личности чувствовать, мотивировать себя, регулировать настроение, контролировать импульсивные проявления, удерживаться от фрустрации и достигать успехов в различных делах. В отечественной психологии позиции ученых относительно понимания эмоционального интеллекта являются следующими [2].
Г.Г. Гарскова под эмоциональным интеллектом понимает эмоционально-когнитивную способность, заключающуюся в эмоциональной сензитивности, осведомленности и способности к управлению эмоциями, позволяющими человеку контролировать чувства психического здоровья, душевной гармонии и благополучия [2].
Как считает Д.В. Люсин, эмоциональный интеллект, это не когнитивная способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом, а это способность к распознаванию эмоций и управлению ими. Она тесным образом связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, с интересом к внутреннему миру людей, склонностью к психологическому анализу поведения [7].
М.А. Манойлова эмоциональный интеллект рассматривает, как совокупность эмоциональных, коммуникативных и регуляторных свойств личности, благодаря которым человек способен лучше понимать и регулировать как свои собственные эмоции, так и понимать эмоции других людей, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие личности человека. Эмоциональный интеллект рассматривают, как сложное как сложное образование и, соответственно, выделяют его структуру [5].
Дж. Майер определил в структуре эмоционального интеллекта 3 ключевых компонента: способность к идентификации и выражению эмоций, способность к регуляции эмоций, способность использовать эмоции в мышлении и деятельности. В младшем школьном возрасте развитие эмоционального интеллекта тесным образом связано с развитием эмоциональной сферы, с одной стороны, и интеллектуальным развитием, с другой стороны [7].
Для развития эмоционального интеллекта у младших школьников, в процессе обучения в начальной школе необходимо прежде всего учитывать особенности и уровень развития эмоционального интеллекта. Для этого необходимо проводить его изучение. Следующий аспект связан с развитием структурных компонентов эмоционального интеллекта. Выбор форм и методов работы с учащимися по развитию эмоционального интеллекта будет зависеть прежде всего от того, осуществляется ли данная работа в учебной или внеурочной деятельности.
В учебной деятельности в качестве методов и приемов развития эмоционального интеллекта могут выступать методы и приемы, направленные на выражение своих чувств и переживаний по результатам восприятия художественного произведения или музыкального произведения, рассказ об эмоциях и чувствах, которые испытывал автор произведения, тот или иной персонаж, сопоставление, анализ, приведение примеров.
Во внеурочной деятельности количество методов и приемов, которые могут быть использованы, а также видов деятельности, является более широким. Прежде всего развитию эмоционального интеллекта способствует использование специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие ключевых способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта, то есть игр и упражнений, развивающих способность к идентификации и выражению своих эмоций и эмоций других людей, игры и упражнения на развитие способности к регуляции эмоций, игры и упражнения, направленные на развитие способности к гибкому планированию, творческому мышлению.
Охарактеризуем более подробно ряд средств развития эмоционального интеллекта младших школьников. Одним из таких средств являются художественная литература. Художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывает интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись переживать с героями художественных произведений, учащиеся начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей. Художественные произведения помогают научиться выделять разные чувства и переживания, правильно определять их, сопоставлять свои собственные чувства и чувства других людей.
Кроме художественной литературы, большую роль для развития эмоционального интеллекта младших школьников играет театрализованная деятельность. В театрализованной деятельности, учащиеся взаимодействуют друг с другом не только в игровом плане, передавая содержание конкретного произведения, но и в реальном плане. Это помогает обогащать их опыт взаимодействия, и в свою очередь, стимулирует развитие эмоционального интеллекта.
Немаловажную роль в развитии эмоционального интеллекта играет и игровая деятельность. Ценность игровой деятельности состоит в возможности упражняться в распознавании и обозначении различных эмоций, выражении эмоций, моделировании ситуаций.
Для того, чтобы работа по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников являлось достаточно продуктивной, необходимо, чтобы она осуществлялась систематически и целенаправленно. Поэтому вариантом такой организации работы может быть разработка программ дополнительного образования, используемых во внеурочной деятельности, направленных на развитие эмоционального интеллекта.
Важную роль в развитии эмоционального интеллекта играют также родители. Исходя из этого необходимо, чтобы учитель осуществлял взаимодействие с родителями по данному вопросу. Прежде всего, необходима организация психолого-педагогического просвещения родителей, которая позволит расширить представления родителей о развитии эмоционального интеллекта младших школьников.
Таким образом, эмоциональный интеллект отражает способности личности младшего школьника понимать эмоции других людей и свои собственные, выражать их, управлять ими. Для его развития необходимо организовывать целенаправленную работу с использованием комплекса методов, приемов и средств в образовательном процессе.
Литература:
1.         Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч. – практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.
2.         Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А.П. Исаевой. – М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
3.         Изотова Е.И. Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте / Е.И. Изотова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 5 (19). – С.17-21.
4.         Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект // АНИ: педагогика и психология. – 2016. – №3 (16).
5.         Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся: учеб. пособие для студ. вузов / М.А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
6.         Рыжов Д. М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // МНКО. – 2014. – №4 (47). – С.36-40.
7.         Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.
2021-12-21 11:42 Декабрь 2021