Зверева Татьяна Сергеевна, воспитатель, МБДОУ " Центр развития ребенка – детский сад №53", г. Воронеж Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста является актуальным вопросом современной жизни, так как от сформированности различных видов памяти во многом зависит, как будут развиваться другие психические процессы: речь, мышление, восприятие, воображение, представление; как будет ребенок в дальнейшем учиться в школе. Достаточное развитие таких характеристик памяти как узнавание, воспроизведение, запоминание, объем памяти является условием для усвоения и прочного сохранения информации, полученной ребенком из окружающей среды. Конечно же, скорость запоминания и забывания от нашего желания не зависит, так как связанны с подвижностью нервных процессов, но мы можем научить ребенка пользоваться своей памятью, применять специальные приемы, облегчающие запоминание, устанавливать все более сложные смысловые связи. Способность к целеустремленному запоминанию поможет ребенку рационально использовать свои силы и время. В работе были выявлены особенности произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста и проведена психологическая коррекция памяти этих детей. Проведенное исследование позволило обобщить данные психолого-педагогических исследований по данной проблеме и обогатить ее практические аспекты. Наиболее эффективному развитию памяти у испытуемых способствует подача коррекционно-развивающего материала в игровой форме, так как игра – ведущий вид деятельности у старших дошкольников, игры и игровые упражнения способствуют лучшему принятию заданий детьми. Коррекционно-развивающий материал для каждого занятия подбирался исходя из основной задачи. Это развитие произвольной памяти ребенка. В каждое занятие включена пальчиковая гимнастика. Она не занимает много времени, так как все движения просты для выполнения, а регулярное выполнение пальчиковой гимнастики и проговаривание стихотворных тестов способствует развитию произвольной памяти, активизирует мыслительную деятельность, оказывает благотворное влияние на речь ребенка. После проведения коррекционно-развивающих игр и упражнений мы спрашивали у детей, что им понравилось, и что не понравилось на занятии, то есть присутствовала обратная связь с ребенком. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. В дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. Ее развитие позволяет ребенку оторваться от наличной ситуации и способствует развитию наглядно-образного мышления. Память носит в основном непроизвольный характер. К концу дошкольного возраста благодаря развитию игры и под влиянием взрослого у ребенка начинает формироваться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. 2. Разработанная на основе полученных данных программа развития произвольной памяти старших дошкольников средствами игротерапии позволила качественно изменить уровень развития узнавания, объема кратковременной зрительной памяти, динамики процесса заучивания, уровня развития объема кратковременной слуховой памяти, уровня сформированности логической опосредованной памяти. 3. Анализ полученных результатов диагностики до и после реализации психокоррекционной программы позволил сделать вывод о том, что наблюдается повышение уровня развития узнавания, объема кратковременной зрительной памяти, динамики процесса заучивания, уровня развития объема кратковременной слуховой памяти и уровня сформированности логической опосредованной памяти в экспериментальной группе. Применение разработанной программы способствовало более результативному развитию произвольной памяти старших дошкольников, поскольку игра и игровые упражнения наиболее характерный вид деятельности в старшем дошкольном возрасте, и ребенку легче усваивать новый материал в форме игры. Эти данные подчеркивают ее эффективность. Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что если произвольную память старших дошкольников развивать средствами игротерапии по специально разработанной программе, которая учитывает возрастные особенности, то развитие произвольной памяти будет наиболее эффективно, подтвердилась. Проведенное исследование не претендует на завершенность, но полученные данные могут представлять практический интерес для работников дошкольных образовательных учреждений. Разработанная программа развития произвольной памяти старших дошкольников средствами игротерапии может быть использована психологами и педагогами в сфере дошкольного образования.