ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Криленко Валентина Егоровна, воспитатель ДОУ, МБДОУ "Детский сад "Звездочка", Белгородская область, Шебекинский район, с. Маломихайловка. В настоящее время вопрос сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста становится крайне актуальным. Анализ состояния здоровья детей России свидетельствует о сохранении тенденций роста заболеваемости, увеличения распространенности хронических патологий, снижения числа абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается результатами научных исследований (Кучма В. Р., 2004; Онищенко Г. Г., 2005; Скоблина Н. А., 2008; Баранов А. А., 2010). В связи с негативными тенденциями неуклонного снижения здоровья детей, деятельность по сохранению и укреплению здоровья стала важным направлением в науке и образовании. Следует отметить, что система современного образования должна выполнять не только воспитательную и социальную функции, но всё больше становиться институтом здоровья человека, формируя здоровый образ жизни личности. Отношение к здоровью как к ценности, необходимость формирования здоровьесберегающих ориентаций, воспитание ответственности за собственное здоровье, овладение определёнными знаниями и умениями по сохранению и укреплению здоровья - основные направления в реализации технологий здоровьесбережения. В условиях современного общества детям предъявляются крайне высокие требования, соответствовать которым способны только здоровые дети. Долгое время здоровье понимали как отсутствие болезней, оценивали физическое состояние, не придавая должного значения психологической составляющей. На современном этапе исследований было доказано единство психологического и физического здоровья. Этим вопросом занимались многие современные отечественные исследователи: Г. В. Морозов, М. С. Лебединский, Ф. В. Бассин, Г. И. Царегородцев, Г. К. Шингаров, В. В. Николаева. Одно из основных условий эмоционального благополучия ребенка – физическое здоровье. Проведённые исследования подтверждают, что ребёнок с соматическими заболеваниями имеет неизменно осложненную социальную ситуацию развития, так как «всякий телесный недостаток – не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения» (Л. С. Выготский). Вместе с тем, необходимо отметить, что отклонения в физическом здоровье, являются не объективными источниками нарушения психологического здоровья, а факторами риска. При отсутствии своевременного и должного внимания к такого рода отклонениям они усугубляются, «обрастают» негативными вторичными наслоениями, затрагивая, прежде всего, личностную сферу и приводя к стойкому нарушению адаптационных возможностей детей, проявлению выраженных недостатков в их поведении, коммуникативной деятельности. Вот почему так важно укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников. [4, с. 28]. Но, к сожалению, в дошкольных учреждениях общая задача развития ребенка искусственно разделена на две составляющие. Деятельность инструкторов физической культуры и воспитателей обычно ориентирована на физическое развитие, то есть формирование и укрепление опорно-двигательного аппарата, основных двигательных навыков (ловкость, гибкость, координация движений и др.), умений и навыков. Второй компонент - нервно-психический - обычно отделяется от первого и передается психологам, логопедам, неврологам, хотя физическая активность во многом определяет развитие тела, нервной системы и психики, наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной информации. [1, с. 56]. Положения Федерального государственного образовательного стандарта предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и с этой целью наряду с другими мерами предполагают создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Цель образования является всестороннее развитие ребенка с учетом всех возрастных возможностей и индивидуальных особенностей с сохранением и укреплением здоровья.Итак, здоровая личность – это цель и ожидаемый результат современного общественного образования. На современном этапе развития системы дошкольного образования физкультурно-оздоровительное направление становится все более значимым, как и процесс внедрения в образовательное пространство детского сада здоровьесберегающих технологий. ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования. Все направления работы по сохранению и укреплению здоровья детей интегрируются в здоровьесберегающие технологии [3, с. 5]. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – это в широком смысле слова – процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогощения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка [2, с. 34]. В систему здоровьесберегательных мероприятий входят различные виды деятельности. Одним из ключевых моментов является физкультурно-оздоровительная деятельность, направленная на физическое развитие и укрепление здоровья детей. В своей работе педагог должен использовать следующие формы и средства оздоровления: утреннюю и дыхательную гимнастики, массаж (самомассаж), подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие физических качеств, оздоровительный бег, физкультурные и оздоровительные развлечения. Помимо мероприятий, организованных в течение дня, значительное место занимает самостоятельная двигательная активность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При планировании самостоятельных занятий важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (достаточного места для передвижения; разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить специальное время в течение дня для самостоятельной игры детей. Для создания новизны физкультурно-игровой среды необходимо вводить различные дидактические материалы и по-разному группировать их. Это позволит избежать однообразия движений и поспособствует целостному развитию детей. С целью обеспечения социально-эмоционального благополучия дошкольников, необходимо применять следующие формы и средства укрепления психологического здоровья детей: тренинги, этюды на отображение положительных и отрицательных черт характера, релаксационные паузы, психогимнастику, музыкотерапию. В процессе непосредственной образовательной деятельности важно сохранять атмосферу психологической поддержки. Это помогает поддерживать необходимый психологический «фон» для детей, создавать оптимальные условия для укрепления психологического здоровья детей. Обучая детей приёмам релаксации, необходимо помогать им успокоиться, снять внутреннее мышечное напряжение, тем самым привести нервную систему и психику в состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе. Информационно-просветительская деятельность была направлена на формирование у родителей здорового образа жизни, а также на знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении; информирование о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных праздниках. Только в тесном единстве с семьёй ребёнка мы можем сохранять и укреплять как физическое, так и психологическое здоровье детей. Чем больше взрослые будут уделять внимание созданию условий для здоровьесбережения в ДОУ, тем успешнее и интереснее будет проходить физическое и умственное развитие у дошкольников. Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, профилактических, информационно-просветительских мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов. Библиографический список 1. Гун Г. Е. Современные технологии и проблемы охраны здоровья. СПб., 2000. 2. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. СПб, 2006. 3. Пужаева Е.З., Соколова И.Ю., Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2006. 4. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов н / Д, 2007.