Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Коняева Наталья Анатольевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Росинка»
Пермский край, п. Ильинский
Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам - он будет долго и напрасно мучиться, но

свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их

усвоит на лету."

Проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста:
1.          Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
2.         Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
3.         Употребление нелитературных слов и выражений;
4.         Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
5.         Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
6.         Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
7.         Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
8.         Плохая дикция.
Как же помочь детям в существующей проблеме речевого развития. Как научить их связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В решении данной задачи на протяжении доброго десятка лет успешно применяется методика мнемотехники Воробьевой В. К. - сенсорно-графические схемы, Ткаченко Т. А. – предметно-схематические модели, Глухов В. П. – блоки-квадраты, Большева Т. В. –коллажи, Ефименкова Л. Н – схемы составления рассказа. Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа строится от простого к сложному.
С детьми раннего возраста применяются мнемоквадраты. С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами видит, руками определяем форму, материал, носом чувствует запах, ушами-слышит звуки, речь. И уже на основе этого выстраивается общение с ребенком.
Например, показывая карточку с изображением дедушки или бабушки, дети рассказывают, что дедушка старенький, с усами, бородой, бабушка в платочке.
В младшем возрасте идет формирование сенсорных навыков, и продолжается работа по составлению мнемодорожки, рассказываются сказки, небольшие рассказы, а так же составляются описательные рассказы по временам года, вводятся модели – заместители, что вызвает большой интерес у детей и желание самостоятельно рассказывать о каком-нибудь сюжете или герое.
В старшем возрасте дети учатся устанавливать ассоциативные связи, поэтому от знаков и символов переходим к работе по мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить ее так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей старшего возраста, схемы рекомендуется рисовать одноцветными, чтобы не отвлекать внимание ребенка яркими красками в символических изображениях. Сначала вместе с детьми ведётся беседа по тексту, выбирается или совместно зарисовываются нужные элементы модели, затем последовательно располагаем их в единую модельную цепь, которая необходима при воспроизведении текста, над которым идет работа.
Приём использования мнемотехники может быть использован в работе над всеми видами речевого развития: пересказ, составление рассказов, сказок, заучивание стихотворений, песен, скороговорок, поговорок, загадывание загадок, отгадывание кроссвордов, производить звуковой анализ слова и др.
Примерный рассказ по таблице «Зима»
Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.
Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник – Новый год.
Особое внимание уделяю выбору произведений для пересказа. С этой целью нужно подобрать папку с текстами, соответствующими возрастным и речевым особенностям детей. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность языкового материала текста для обучаемой группы детей. Формирование умения пересказывать осуществляется в следующей последовательности:
·          читается текст без предупреждения о последующем пересказе;
·          проводится беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения;
·          запоминание и последующий пересказ проводится, используя составленные мнемотаблицы.
·          далее пересказ осуществляют уже дети, непосредственно обращаясь к наглядности. Первый пересказ проводится по цепочки, несколькими детьми.
·          затем заслушиваем индивидуальные пересказы детей.
Таким образом, проводя такую работу, можно сделать вывод о том, что формирование умения пересказывать текст, с опорой на серии картинок и мнемотаблицы проходит наиболее легко.
Составление сказок по мнемотаблицам
Составление сказок по мнемотаблицам состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е.


преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка,заяц-длинные уши, лиса-краса,волк-зубами щелк,затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».
Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.
Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Заучивание стихотворения по мнемотаблице

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы заучивания стихотворения:
·           Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением.
·           Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.
·           После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.
·           После повторного прочтения расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.
·           Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.
·           Затем прочтите стихотворение еще раз.
·           Теперь вместе с малышом нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения. Составьте мнемотаблицу.
·           А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки – схемы. Предупредите малыша, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте ребенка на заучивание.
Когда стихотворение будет выучено, предложите ребенку сделать книгу стихов из мнемотаблиц. Время от времени можно рассматривать созданную книгу, воссоздавать выученные ранее тексты. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.
Стоит отметить, что с использованием данной методики, связная речь детей значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Таким образом, использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.
Декабрь 2021