Конференции

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР Б.П. НИКИТИНА

Дорош Светлана Викторовна
воспитатель
ЧОУ «прогимназия Д.А.Р.»,
г. Саратов
Никитин Борис Павлович (1916-1999) – педагог-новатор, советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества. Программа игровой деятельности Никитина состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Б.П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительных и технических игр и напрямую связаны с развитием интеллекта ребенка.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Однако задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, развивая при этом творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Методические советы Б.П. Никитина
·           Ребенку не навязывается никакая определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
·           Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
·           Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
·           Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
·           Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
·           Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.
·           Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания. В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
·           развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
·           их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
·           каждый раз поднимаясь самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
·           развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Итак, несмотря на кажущуюся простоту, развивающие игры Б.П. Никитина позволяют развивать мотивацию к решению познавательных и творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления; развивать стремление к творческому процессу познания; вызывают неподдельный интерес у детей разного возраста.
Примеры развивающих игр П. Б. Никитина

Рамки и вкладыши Монтессори. Эта игра доступна самым маленьким. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать. Происходит развитие техники владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами.


 «Сложи узор». Б.П. Никитин советует начинать игру с полутора лет. Из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала ребенок знакомится с кубиками и совершает простые игровые действия. Затем детям предлагается составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно», «бабочка». Ну а в дальнейшем ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. Конечный этап - ребенок должен уметь самостоятельно придумать схему рисунка. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.


«Уникуб». Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Задания в «Уникубе» (возраст 2-15 лет) весьма трудны и требуют больших затрат времени и сил, поэтому надо рассчитывать умственные и физические возможности ребенка.


«Сложи квадрат». Знакомство с игрой можно начать с 9-10 месяцев и позже, вводить понятия "целое" и "часть", хорошо развивает умение достраивать до целого, творческие способности, логическое мышление.


"Кубики для всех". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж, игра на развитие пространственного мышления.


Дроби. Дети постоянно сталкиваются с понятиями целое/часть в повседневной жизни, с самого рождения. С помощью дробей можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.


«Точечки». Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации. Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

«Точечки» можно показывать ребенку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.




Библиографический список
1.Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». М., Просвещение, 1989.
2.Б.П.Никитин «Интеллектуальные игры». М.,1998.
3.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-pedagogicheskaja-tehnologija-razvivayuschih-igr-b-p-nikitina.html
4. https://infourok.ru/tehnologiya-razvivayuschih-igr-bp-nikitina-3133991.html
5. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Никитин,_Борис_Павлович

2021-12-21 10:27 Декабрь 2021