ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Я САМ ВЫРАСТИЛ ЦВЕТОК»
Михайлова Татьяна Владимировна, Воспитатель, ГБОУ ООШ№4, С/П «Детский сад «Буратино»». г.Новокуйбышевск Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители. Время проведения проекта: август 2021 – май 2022 г. Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский. Актуальность. Одной из задач, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является задача развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей. Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад [6]. Умение нести ответственность за свои поступки мы приобретаем на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у ребенка, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет. Для развития самостоятельности и ответственности у дошкольников наиболее целесообразно проводить детско-родительские проекты. Участвуя в проекте, родители становятся не только источником информации, но и непосредственными участниками образовательного процесса. То есть, они уже не пассивные наблюдатели, а его активные участники. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Применение детско-родительских проектов сплачивает коллектив родителей, даёт возможность взрослым осознать их необходимость и важность для ребёнка в процессе становления умения успешно ориентироваться в окружающем мире. Стоит также отметить, что в процессе совместной деятельности детей и родителей удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми. В этом году мы решили провести в старшей группе детско-родительский проект «Я сам вырастил цветок» Цель: Развитие самостоятельности и ответственности у детей в процессе ухода за своим комнатным растением. Задачи: 1. Повысить интерес к особенностям жизни и развитию растений. 2. Формировать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за ними самостоятельно. 3. Воспитывать ответственность за состояние посаженного растения, привычку к трудовому усилию. 4. Развивать умения действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых. 5. Формировать умение наблюдать и делать выводы. 6. Привлечь родителей к данной проблеме и сделать их активными участниками и помощниками для детей Этапы работы по проекту 1.Подготовительный этап Воспитатель: 1. Определить цель и задачи проекта. 2. Составить план проекта. 3. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта. Родители и дети: 1 шаг. Ребята, вместе с родителями, выбирают какое комнатное растение они посадят. 2 шаг. Ребенок наблюдает как взрослые сажают цветы (дома и в детском саду). 2. Основной этап 3 шаг. Дети самостоятельно (под контролем родителей) сажают отросток комнатного растения в горшок. Родители фотографируют процесс посадки ребенком цветка «Как я сажаю цветок» и делают фото цветка с линейкой «Размер растения после его посадки». (начало августа) 4 шаг. Родители, вместе с детьми, ищут информацию в сети интернет об особенностях ухода за их растением и его пользе для человека. Информация оформляется в доступной для детей форме (с картинками). Формируется папка «Мой цветок – особенности ухода и его польза для человека». 5 шаг. Ребенок в течение месяца, вместе с родителями, ухаживает за цветком. 6 шаг. В начале сентября делается еще одно фото цветка с линейкой, для фиксации скорости его роста. 7 шаг. В сентябре ребята приносят растения в группу. Делается короткая презентация цветка: название, особенности ухода (свето- или тенелюбивой; как часто поливать) и польза растения для человека. Родители распечатывают в цвете фотографии, сделанные дома: «Как я сажаю цветок» и «Размер растения после его посадки». 8 шаг. По фотографиям ребята рассказывают, как они сажали свои цветы. 9 шаг. Рассматривание скорости роста комнатных растений по фото с линейкой, сделанными в августе и в начале сентября. Результаты записываются в «Дневник роста растения». Фото собираются в папку «Этапы роста наших комнатных растений». 10 шаг. Ребята самостоятельно ухаживают за своими растениями в группе детского сада. 11 шаг. Каждый месяц педагог вместе с детьми фотографирует растения, и ребята заносят данные роста в дневник. 3. Заключительный этап 12 шаг. В мае, анализируя записи в «Дневнике роста растений», ребята, вместе с педагогом, делают выводы: какое комнатное растение растет быстрее, а какое медленнее. 13 шаг. Сделать групповое фото детей с комнатными растениями в руках. Результатом совместного взаимодействия педагогов и родителей в проекте «Я сам вырастил цветок» стало: - пополнение зеленого уголка в группе; - оформление большой книги-энциклопедии "Комнатные растения группы "Солнышко"". Книга включает в себя следующие разделы: 1. «Как я сажаю цветок» 2. «Мой цветок – особенности ухода и его польза для человека» 3. «Этапы роста наших комнатных растений» 4. «Дневник роста растения». В итоге дети будут знать: - как правильно посадить цветок; - закрепят знания о том, что растениям для роста нужны свет, тепло, влага, почвенное питание; - приобретут несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка, фиксация в дневнике скорости роста растения; - научатся различать комнатные растения и запомнят их названия; - узнают о влиянии комнатных растений на здоровье людей; - будут знать, что без внимания и любви к цветку с их стороны, растению не будет комфортно; - научатся анализировать и делать выводы.