Конференции

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Я САМ ВЫРАСТИЛ ЦВЕТОК»

Михайлова Татьяна Владимировна,
Воспитатель,
ГБОУ ООШ№4, С/П
«Детский сад «Буратино»».
г.Новокуйбышевск
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Время проведения проекта: август 2021 – май 2022 г.
Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Актуальность.
Одной из задач, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является задача развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей.
Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.
Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад [6].
Умение нести ответственность за свои поступки мы приобретаем на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у ребенка, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.
Для развития самостоятельности и ответственности у дошкольников наиболее целесообразно проводить детско-родительские проекты.
Участвуя в проекте, родители становятся не только источником информации, но и непосредственными участниками образовательного процесса. То есть, они уже не пассивные наблюдатели, а его активные участники. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Применение детско-родительских проектов сплачивает коллектив родителей, даёт возможность взрослым осознать их необходимость и важность для ребёнка в процессе становления умения успешно ориентироваться в окружающем мире. Стоит также отметить, что в процессе совместной деятельности детей и родителей удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.
В этом году мы решили провести в старшей группе детско-родительский проект «Я сам вырастил цветок»
Цель: Развитие самостоятельности и ответственности у детей в процессе ухода за своим комнатным растением.
Задачи:
1.         Повысить интерес к особенностям жизни и развитию растений.
2.         Формировать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за ними самостоятельно.
3.         Воспитывать ответственность за состояние посаженного растения, привычку к трудовому усилию.
4.         Развивать умения действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых.
5.         Формировать умение наблюдать и делать выводы.
6.         Привлечь родителей к данной проблеме и сделать их активными участниками и помощниками для детей
Этапы работы по проекту
1.Подготовительный этап
Воспитатель:
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Составить план проекта.
3. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
Родители и дети:
1 шаг. Ребята, вместе с родителями, выбирают какое комнатное растение они посадят.
2 шаг. Ребенок наблюдает как взрослые сажают цветы (дома и в детском саду).
2. Основной этап
3 шаг. Дети самостоятельно (под контролем родителей) сажают отросток комнатного растения в горшок. Родители фотографируют процесс посадки ребенком цветка «Как я сажаю цветок» и делают фото цветка с линейкой «Размер растения после его посадки». (начало августа)
4 шаг. Родители, вместе с детьми, ищут информацию в сети интернет об особенностях ухода за их растением и его пользе для человека. Информация оформляется в доступной для детей форме (с картинками). Формируется папка «Мой цветок – особенности ухода и его польза для человека».
5 шаг. Ребенок в течение месяца, вместе с родителями, ухаживает за цветком.
6 шаг. В начале сентября делается еще одно фото цветка с линейкой, для фиксации скорости его роста.
7 шаг. В сентябре ребята приносят растения в группу. Делается короткая презентация цветка: название, особенности ухода (свето- или тенелюбивой; как часто поливать) и польза растения для человека. Родители распечатывают в цвете фотографии, сделанные дома: «Как я сажаю цветок» и «Размер растения после его посадки».
8 шаг. По фотографиям ребята рассказывают, как они сажали свои цветы.
9 шаг. Рассматривание скорости роста комнатных растений по фото с линейкой, сделанными в августе и в начале сентября. Результаты записываются в «Дневник роста растения». Фото собираются в папку «Этапы роста наших комнатных растений».
10 шаг. Ребята самостоятельно ухаживают за своими растениями в группе детского сада.
11 шаг. Каждый месяц педагог вместе с детьми фотографирует растения, и ребята заносят данные роста в дневник.
3. Заключительный этап
12 шаг. В мае, анализируя записи в «Дневнике роста растений», ребята, вместе с педагогом, делают выводы: какое комнатное растение растет быстрее, а какое медленнее.
13 шаг. Сделать групповое фото детей с комнатными растениями в руках.
Результатом совместного взаимодействия педагогов и родителей в проекте «Я сам вырастил цветок» стало:
- пополнение зеленого уголка в группе;
- оформление большой книги-энциклопедии "Комнатные растения группы "Солнышко"".
Книга включает в себя следующие разделы:
1. «Как я сажаю цветок»
2. «Мой цветок – особенности ухода и его польза для человека»
3. «Этапы роста наших комнатных растений»
4. «Дневник роста растения».
В итоге дети будут знать:
- как правильно посадить цветок;
- закрепят знания о том, что растениям для роста нужны свет, тепло, влага, почвенное питание;
- приобретут несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка, фиксация в дневнике скорости роста растения;
- научатся различать комнатные растения и запомнят их названия;
- узнают о влиянии комнатных растений на здоровье людей;
- будут знать, что без внимания и любви к цветку с их стороны, растению не будет комфортно;
- научатся анализировать и делать выводы.

Список литературы:
1.         Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 96с
2.         Колягина О.В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф— М.: Буки-Веди, 2013.- 41-42 с.
3.         https://www.maam.ru/detskijsad/detsko-roditelskie-proekty-kak-odna-iz-form-vzaimodeistvija-detskogo-sada-i-semi.html
4.         https://thelib.info/pedagogika/1675638-detsko-roditelskij-proekt-kak-metod/
5.         https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/02/12/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-detsko
6.         https://rosuchebnik.ru/material/kak-vospitat-samostoyatelnogo-i-otvetstvennogo-rebenka-10-sovetov/
2021-12-21 10:40 Декабрь 2021