РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Кумпяк Михаил Владимирович Преподаватель юридических дисциплин АНПОО «МВЕК» город Глазов Удмуртской республики Выявление, и оказание поддержки одаренных детей в интересах их личности. 1. Создание условий для выявления одаренных студентов. 2. Создание и организация работы по развитию и созданию условий, для дальнейшего развития одаренных подростков. В любом обществе нужны одаренные люди, и наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его учащихся. Как показывает практика, далеко не каждый способен реализовать свои способности. Проведение тестов на творческую активность, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2%. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на примерах великих ученых таких как М.В. Ломоносов. По моему мнению, мы не можем не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели развития, это же можно сказать и о мотивации к обучению. Именно поэтому, ставя в пример учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, в СПО должна быть разработана программа для помощи в развитии одаренных детей. Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видов деятельности посравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде творчества. Проблема обучения и развития одаренных подростков. Учащийся 3-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает. Расхожий миф о том, что одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то сам пробиться не сможет, есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности быть субъектом образования. Для педагогов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно важно пройти дополнительную подготовку, которая специально ориентирована на развитие «субъектно-субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных подростков. У одаренных подростков есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска. Психологически с ними работать может далеко не каждый педагог. Негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности: 1. Эгоизм и неспособность вставать на точку зрения сверстника, особенно если он интеллектуально слабее. 2. Отсутствие стремления к обучению, если учебная программа скучна и неинтересна. 3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные игры. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх. 4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. 5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. 6. Стремление всегда быть правым. 7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого подростка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. В результате многие одарённые дети в учебных заведениях чувствуют себя изгоями, система обучения в образовательных учреждениях, являясь хорошим стимулом для развития средних учащихся, становится стопором и проблемой для одарённых подростков. Поэтому с одарённым подростком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальное учебное заведение, где учатся такие же, как и он одаренные дети.