ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Масленникова Юлия Сергеевна, воспитатель МБОУ СОШ № 3 дошкольные группы «Улыбка» г.о. Серпухов. «В образовательной программе дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (научный руководитель И.А.Лыкова) важное место уделяется проблеме социального развития ребенка. И это тем более сегодня актуально, т. к. одной из целевых установок ФГОС дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития детей. Программа «Теремок» дает ответ на вопрос: как помочь маленькому ребенку войти в социум и культуру, сохранив при этом свою индивидуальность, определяет образовательные задачи и содержание деятельности педагогов для их решения. На третьем году жизни ребенка взрослые должны содействовать формированию позитивного восприятия окружающего мира, доброжелательного отношения ко всему живому (людям, животным, растениям), бережного отношения к игрушкам и бытовым предметам; расширять у ребенка инициативное общение с людьми - взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми (в безопасных ситуациях); инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика), норм и правил общения, соответствующих возрастным возможностям детей; поддерживать развитие речи как основного средства коммуникации; создавать условия для содержательного общения в разных видах деятельности; содействовать постепенному становлению произвольности на основе развивающейся способности управлять своим поведением и настроением; поддерживать принятие взрослого как носителя норм и образцов поведения в социуме, помощника и партнера, объясняющего и помогающего, организующего деятельность и оценивающего ее результат; создавать основу для формирования положительного образа «Я», развития позитивной самооценки, появления потребности быть успешным; воспитывать личностные качества - общительность, инициативность, самостоятельность, активность, самоуважение, уверенность в себе. Как видим, задачи стоят разноплановые. Уже в раннем возрасте ребенок должен усвоить обширное количество понятий и норм поведения. Как эффективнее помочь в этом ребенку? В этих целях нашими педагогами апробируется педагогическая технология «Поиграем с куклой», описанная в методическом пособии С.Г.Белой, В.Н.Лукьяненко «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой» (книга из базового комплекта УМК «Теремок»). Авторами раскрыт инновационный вариант решения образовательных задач, направленных на становление социокультурного опыта и формирование жизненных навыков детей второго и третьего года жизни в процессе игровых образовательных ситуаций с дидактической куклой. Они предлагают большое количество игр-занятий с куклой для решения целого комплекса дидактических задач, затрагивающих все образовательные области и направления развития ребенка раннего возраста. Рассмотрим игровое взаимодействие в образовательной ситуации «Постираем куклам одежду». Вся ситуация задается в предметно-пространственной среде. На полке шкафа сидят куклы в перепачканной одежде. В сюрпризном ящике, который выкатывает воспитатель, заранее приготовлены тазики, мыло, фартучки, клеенка. Воспитателю стоило только обратить внимание детей на неряшливо одетых кукол, как дети сами предложили, что надо делать. А когда в тазиках появилась вода, то стирка закипела! (Фото 1, фото 2, фото 3)
Фото 1.«Постираем куклам одежду».
Фото 2. «Постираем куклам одежду».
Фото 3. «Постираем куклам одежду».
Система игр- занятий с дидактической куклой в группе раннего возраста способствует созданию предпосылок для перехода к сюжетно-ролевой игре, т.к. появляются обобщенные действия, начинается использование предметов-заместителей, предметные действия объединяются в единый сюжет. Темы некоторых игр занятий с куклой «Устроим кукле комнату» Цель. Продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, ее назначении. Активизировать словарь: кровать, стол, стул, диван, вешать, класть. Воспитывать умение играть с другими детьми. «Уложим куклу спать» Цель. Закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли, простынка, подушка, одеяло, вешать, ставить. Воспитывать аккуратность. «Кукла делает зарядку» Цель. Закрепить знание о частях тела человека. Формировать представления о направлении движения: вверх, вниз, вперед, назад. Учить объединять несколько игровых действий в один сюжет. «Катины гости» Цель. Продолжать учить детей с куклой. Помочь разнообразить игровые действия, побуждать к использованию в игре знаний, полученных на занятии. Закрепить и уточнить знания о домашних животных. Воспитывать доброжелательность. «Оденем куклу на прогулку» Цель. Закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим «Причеши куклу» Цель. Повысить интерес детей к явлениям общественной жизни. Дать представления об уходе за волосами. Развивать мелкую моторику рук. «Завяжи узелок» «Завяжи бантик». Цель. Расширять представления о динамических и статистических (их изменении) свойствах предметов, способствовать развитию мелкой моторики рук, обучать завязыванию ленточек, бантиков поясов. Таким образом, в игре с куклой создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, речи, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры, формируются основные социально-коммуникативные навыки, развиваются эмоционально-нравственные категории личности дошкольника. Список литературы 1. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А.Шаграева, А.Д.Кошелева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А. Козловой – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 2. Белая, С.Г., Лукьяненко, В.Н. Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой [Текст]/ С.Г.Белая, В.Н.Лукьяненко - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. 3. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой [Текст] — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.