Конференции

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Акимова Наталья Александровна,
учитель информатики,
МБОУ «школа №131»,
Нижний Новгород
Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на бoльшую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым “традиционным подходам”, где ученик играет гораздо более пассивную роль
Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей”.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.
Дидактические цели занятия
Метод активного обучения
Обобщение ранее изученного материала
Групповая дискуссия, мозговой штурм
Эффективное предъявление большого по объему материала
Мозговой штурм, деловая игра
Развитие способности к самообучению
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
Повышение учебной мотивации
Деловая игра, ролевая игра
Отработка изучаемого материала
Тренинги
Применение знаний умений, навыков
Баскет-метод
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материла
Групповая дискуссия
Моделирование учебной или профессиональной деятельности
Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций
Обучение навыкам межличностного общения
Ролевая игра
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта
Метод проектов
Развитие навыков работы в группе
Метод проектов
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции
Баскет-метод
Развитие навыков принятия решений
Анализ практических ситуаций, баскет-метод
Развитие навыков активного слушания
Групповая дискуссия
Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.
Среди огромного многообразия активных методов обучения я выделила несколько методов, сгруппированных по этапам образовательного мероприятия, которые использую на уроках информатики для развития информационной компетентности:
Активные методы вхождения в тему
Метод: «Иллюстративные ожидания»
Сущность: обобщение иллюстратором опасений и ожиданий члена группы при изучении нового раздела.
Форма выражения: графический образ: схема, таблица, эскиз.
Что развивает: метод формирует умение рационально использовать технические средства, развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью графическими образами.
Пример: в 7 классе при изучении раздела «Архитектура ЭВМ», предлагаю обучающимся объединиться в пары, высказаться о том, что они ожидают в процессе изучения темы и какие опасения испытывают. Выбранный иллюстратор во время выступления подготовит в графическом редакторе небольшой набросок, изображающий сказанное.
Иллюстрированные ожидания по теме «Архитектура ЭВМ» у обучающихся выглядят так:
Активные методы работы над темой
Метод «Древо мудрости»
Сущность: работа над темой, возможность выбора задания.
Форма выражения: вопросы по теме, основанные на различных уровнях мышления.
Что развивает: метод развивает критическое мышление: умение видеть проблему, пути ее решения, находить нужную информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Пример: я пишу записку (или каждый ученик), в которой задаю вопрос по тексту учебника. Заворачиваем записку, крепим ее скрепкой к дереву. В конце урока обучающиеся по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и как можно более полно дома готовит ответ на вопрос.
Листочки разных цветов: желтые, зеленые, красные. Вопросы распределены по уровням сложности:
желтые (уровень знания, понимания и применения)
- Назовите свойства алгоритма.
- Приведите примеры исполнителей из жизни (сказок).
- Почему Робот является формальным исполнителем?
- Напишите алгоритм «Переход через дорогу»
- Как будет выглядеть рабочее поле после выполнения Роботом приведенного алгоритма?
зеленые (уровень анализа и синтеза)
- Приведите примеры задач, которые нельзя решить с помощью цикла «N раз», а цикл «Пока» позволяет это сделать.
- Изобразить блок-схему и определить тип алгоритма фрагмента стихотворения.
- Как вы думаете, может ли старая, умная собака передать алгоритм поведения (например, на охоте или на прогулке) молодой и бестолковой?
- Напишите алгоритм, при выполнении которого Робот выдаст сообщение «Не могу».
красные (уровень оценки)
- Какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы быть полезным человеку?
- Всегда ли можно жить по алгоритму?
Активные методы подведения итогов и рефлексии
Метод «Наш новый компьютер»
Сущность: подведение итогов работы, определение каждым участником того, что было полезным, а что оказалось бесполезным.
Форма выражения: контуры технических устройств с записями обучающихся.
Что развивает: метод развивает умение осмыслить свои собственные действия, позволяет оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Пример: «Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции. Всё зачитывается.
Приведу ещё несколько примеров использования АМО на разных этапах урока.
Актуализация знаний
Метод “Шаг за шагом”
Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г. Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Метод “Корзина идей, понятий, имен”
Прием позволяет выяснить, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Тема урока «Алгоритм». Предлагаю предположить, что такое алгоритм, привести примеры алгоритмов из жизни, а также примеры действий, которые не могут считаться алгоритмом.
Постановка проблемной задачи
Метод “Удивляй!”
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Тема урока «Процессор». Заинтересовать обучающихся можно следующими фактами: что было бы, если бы процессор работал не со скоростью сотни миллионов байтов в секунду, а в привычном для человека ритме? Как часто получал бы он сигналы? Сигналы от клавиатуры он получал бы один раз в десять лет. Обработка слова «компьютер» занимала бы почти 100 лет. Перемещение указателя мыши из одного угла экрана в другой заняло бы тысячелетие.
Метод “Необъявленная тема”
Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Вопрос учителя
Предполагаемый ответ обучающихся
Чем мы занимались на прошлых уроках?
Оптимизировали производство с помощью программы Excel
Что бы мы делали, если бы у нас не было прикладной программы Excel?
Создали программу сами с помощью языка программирования
Попробуйте сформулировать тему урока
Оптимизационное моделирование в экономике на языке Паскаль
Изучение нового материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся.
Метод «Мозговой штурм»
Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Алгоритм сортировки одномерных массивов.
Метод «Силовой анализ» используется для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы.
Урок «Операционные системы»
Обучающимся предлагается проанализировать конкретные операционные системы, заполнить таблицу и сделать выводы:
ОС
Windows
MacOs
Linux
Сегодняшняя ситуация



Желательная ситуация



Поддерживающие факторы



Действия по усилению



Метод «Дебаты»
Урок «Сервисы сети Интернет».
Обучающимся заранее предлагается список тем с целью выявления достоинств и недостатков сервисов сети Интернет. На уроке главная проблема для обсуждения - сеть Интернет – добро или зло? Урок начинается с обсуждения сообщений, подготовленных учащимися. Далее класс делится три на группы. Первая – сторонники сети Интернет, другая – их оппоненты, третья – независимые судьи. Первая приводит аргументы, показывающие пользу сети Интернет, а вторая называет недостатки. Задача для судей – вынести и аргументировать окончательный вердикт.
Данный метод позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлению, опираясь на знание фактов. Ученики делают обоснованные выводы, принимают самостоятельные аргументированные решения, учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Метод «Белые пятна»
После прохождения темы «Текстовый процессор MSWord» тему «Текстовый процессор OpenOffice.org Writer» предлагаю изучить самостоятельно, снабжая обучающихся только инструкцией, содержащей принципиальные отличия данной программы от MSWord.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Самостоятельная работа над темой
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
2021-12-21 11:55 Декабрь 2021