ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ І КУРСА СПО
Ефимова Наталья Александровна, преподаватель географии, ГБПОУ ВО «Владимирский авиамеханический колледж», г. Владимир Современный период развития нашего общества предъявляет высокие требования к подготовке специалистов среднего профессионального образования. Подготовка технических кадров должна соответствовать современным нормам и требованиям. Необходимо, чтобы будущий специалист уверенно ориентировался в обширном круге разнообразных вопросов, был нацелен на непрерывное повышение своих знаний и умений. Внеклассная работа по предмету является важной частью учебно-воспитательной работы в колледже. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентирована рамками программы, то внеклассная работа импонирует студенту добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в разных ролях. Цели и задачи внеклассных мероприятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по предмету имеет свое содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к учебному предмету; выявить одаренных студентов, а также воспитать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках. От умения преподавателя правильно организовать внеклассную работу и грамотно выбрать ее форму зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса. Наиболее эффективной формой внеклассной работы по предмету является предметная неделя, которая позволяет привлечь большое количество студентов с разными способностями и интересами в разнообразные виды деятельности. Неделя географии в колледже - это система комплексных мероприятий разнообразных форм внеурочной деятельности: конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Неделя географии в колледже - это показ достижений ребят по предмету и пропаганде географических знаний и привлечение к участию во внеурочной работе по географии новых участников. Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости географических знаний в повседневной жизни. Задачи проведения Недели географии в колледже: 1. Развивать у студентов интерес к занятиям географией 2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по географии 3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера. 4. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом. 5.Формировать умения применять имеющиеся знания в практических ситуациях. Принципы организации Недели географии: 1. Принцип массовости (в творческую деятельность вовлекается как можно больше студентов). 2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания). 3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересными по содержанию). 4. Принцип соревновательности (ученикам сравнивают свои достижения). План и сроки проведения предметной недели утверждаются в начале учебного года заместителем директора по учебно-методической работе. Организатором предметной недели является учитель-предметник. В рамках предметной недели проводятся разнообразные конкурсы и мероприятия: - интеллектуальные конкурсы по предмету; - нетрадиционные уроки по предмету; - внеклассные мероприятия; - общеколледжные мероприятия. По итогам предметной недели нужно подготовить следующие документы: - план проведения предметной недели; - тексты заданий для интеллектуальных конкурсов; - планы или сценарии открытых мероприятий; - анализ итогов предметной недели. Проведение недели географии преследует несколько целей, а именно: 1. создать условия для раскрытия индивидуальности каждого студента, 2. способствовать повышению мотивации к учению, - развить у «трудных» студентов интерес к занятиям 3. углубить представление студентов об использовании полученных знаний в повседневной жизни, 4. предоставить возможность студенту проявить себя в творческой деятельности при рассмотрении вопросов по изученным темам, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом. Любой студент должен найти себе дело по силам и интересам. Победители в личном зачете определяются по итогам олимпиады, смотров, конкурсов. В командном зачете определяется лучшая учебная группа, принявшая активное участие и победившая в конкурсе. Победители и наиболее активные участники награждаются почетными грамотами и благодарностями. Конкурс стенгазет, плакатов, кроссвордов имеет следующие цели: 1. Предоставление возможности студентам проявить себя в творческой деятельности при оформлении стенгазет. 2. Стимулирование студентов к углубленному изучению возможностей информационных технологий. 3. Формирование информационной и коммуникативной компетентности. Требования к выполнению: 1.Стенгазета должна отражать заданную тему. 2. Газета должна быть выполнена в цвете, на бумаге, иметь формат А1, возможно компьютерная верстка. 3. От каждой группы первого курса всех отделений должно быть представлено не менее двух газет, плакатов и кроссвордов. Все стенгазеты, плакаты и кроссворды должны быть представлены в определенные сроки. Представленные на конкурс стенгазеты будут выставлены на всеобщее обозрение. По итогам конкурса победители награждаются грамотами и благодарностями. Критериями оценок служат: · содержательность; · дизайн (эстетика, сочетание надписей, цветов, графики); · соответствие теме; · оригинальность; · актуальность; · нестандартный подход к изготовлению стенгазеты; · соответствие содержания сформулированной теме; · образовательная значимость; общее восприятие. Организация олимпиады по географии построена на принципе добровольности участия в ней студента. В олимпиаде принимают участие наиболее успевающие студенты. Не позднее, чем за месяц до начала проведения олимпиады разрабатывается положение об олимпиаде для общеобразовательных дисциплин, задания по олимпиаде, определяется ответственный за проведения мероприятия. Самым сложным вопросом при проведении олимпиады остается подбор заданий и их тестирование. Задания олимпиады должны быть разного уровня сложности, так чтобы часть заданий могло решить подавляющее большинство студентов, а 1 -2 из них могли решить только самые сильные студенты. Чтобы все участники олимпиады могли реализовать свои амбиции, в олимпиадном варианте имеются «утешительные» задания для слабых студентов. План подготовки рассматривается и утверждается на заседании методической комиссии. Ответственные за проведение олимпиады определяют число участников. Заранее дается объявление о проведении олимпиады. Студенты изучают дополнительную литературу. В назначенный день студенты приглашаются в кабинет естественнонаучных дисциплин. Аудитория красочно оформлена, развешены плакаты с высказыванием ученых о разных науках, на доске написано приветствие «Приветствуем участников олимпиады». Студенты рассаживаются за парты и ответственный преподаватель открывает олимпиаду. Для своевременного и качественного выполнения заданий по олимпиаде участникам выдаются: карточки индивидуальных заданий, географические атласы. Олимпиада является итогом изучения общеобразовательных дисциплин в колледже. Студенты, занявшие первые три призовых места, награждаются грамотами. Для подведения итогов по выполнению заданий создается жюри из числа преподавателей естественнонаучных дисциплин. При проведении олимпиады оценивается помимо правильности и скорость выполнения задания (это может быть важным показателем при наличии спорных моментов – наличие нескольких работ с одинаковыми результатами), критерий скорости также способствует повышению азарта на соревнованиях, что немаловажно для студента. Проверка заданий может осуществляться с использованием заранее продуманных и проверенных тестовых данных. Результаты олимпиады по каждому пункту заданий жюри оценивает по указанной в программе бальной системе. Внеклассная работа дает многое в плане формирования географических интересов учащихся, развития профессиональной направленности, расширения общего кругозора. Следует отметить следующую характеристику географии как предмета - изучая этот предмет, студенты приобретают целостный взгляд на мир, понимают необходимость знать географические особенности и уважение к природе, поэтому внеклассная работа нацелена на развитие у учащихся интереса к предмету, географического мышления и самостоятельности. Список используемой литературы 1. Кочетов Н.С. Предметная неделя в школе. Волгоград, 2019. С. 3–7. 2. Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла /Открытый класс. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/200953] 3. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/534738/] 4. Г.П. Пивоварова, По страницам занимательной географии 5. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по специальности «География с дополнительной специальностью биология». Автор сост. В.А. Шеманаев: АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ. 2016 6. https://dictant.rgo.ru/page/i-variant-2018