ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Минчукова Екатерина Сергеевна воспитатель МБОУ «Центр образования № 8» г.Ногинск Человек является высшей ценностью нашего общества. Именно поэтому такое большое внимание уделяется воспитанию каждой отдельной личности, заботе об усовершенствовании ее качеств и всестороннем развитии способностей. Очевидным фактом является и существование между людьми индивидуальных различий. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Д.Ж.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Е. Н. Водовозова, А. С. Макаренко и другие. Все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания. Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, вне учёта индивидуальности воспитанника. Уже то, что воспитанник - субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы - все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и общая работоспособность. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в образовании. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать дружественные отношения с товарищами. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Повышение внимания к развитию индивидуальности и гуманизация педагогического процесса актуализировали такие понятия, как личностно ориентированное воспитание, центрированное на личности обучение. Их суть в необходимости принятия воспитанника воспитателем не с заранее сформулированной программой действий с ним (например, будущего всесторонне развитого человека), а таким, какой он есть. На этой основе важно исходить в воспитании из интересов, способностей и возможностей ребенка, а не общественно-научных, в основе своей абстрактных требований к человеку. Есть два основных пути учета индивидуальных особенностей воспитанников в педагогическом процессе. Первый путь - индивидуальный подход в обучении и воспитании, осуществляемый по единым программам. Эти программы рассчитаны на обеспечение продвижения всех к общей цели воспитания. Учет индивидуальности каждого осуществляется за счет коррекции методики работы с ним. Можно выделить три таких направления индивидуализации достижения единой общей цели: 1) индивидуализация по объему выполняемой деятельности; 2) индивидуализация по трудности выполняемых задач; 3) индивидуализация по характеру и количеству оказываемой помощи, когда обеспечивается освоение общей программы и слабыми за счет индивидуальной (в том числе дополнительной) работы с ними. Второй путь - дифференциация, Она предполагает деление воспитанников на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типических особенностях. Это позволяет воспитателю осуществлять обучение различное по объему, сложности, методам и приемам работы. Дифференцированный подход понимается как конкретная форма организации обучения, предоставляющая оптимальные условия для реализации этого принципа. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания и обучения, которые стоят перед воспитателем, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания возрастных и индивидуальных особенностей детей - темперамента, характера, способностей, где главное ориентироваться на положительные качества ребенка. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее эффективны в конкретной ситуации и отвечают индивидуальным особенностям детей. Знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. Индивидуальный подход осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми. Благодаря индивидуальному подходу мы имеем возможность воспитать всесторонне развитую личность. Список используемой литературы: 1. Запорожец, А. В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности. Дошкольное воспитание. – 2005.- № 9. 2. История педагогики и образования. Под ред. А. И. Пискунова. М.: Творческий центр «СФЕРА», 2005. 3. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.: Просвещение, 1985 4. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика М.: Издательский центр «Академия», 1998.