Конференции

МАСТЕР-КЛАСС «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ОБЕРЕГА - МАГНИТА ИЗ ЦВЕТНОГО ФОАМИРАНА»

Акматова Маргарита Александровна,
воспитатель,
КГКУ Детский дом 37
С. Найхин
Цель: показать особенности национального нанайского орнамента и его символику. Применить простую технику аппликации. Развитие творческих способностей посредством работы с шаблонами, соблюдая народные традиции нанайского народа.
Задачи:
·           Закрепить интерес к изготовлению нанайского оберега.
·           Развивать тактильное восприятие, аккуратность. Воспитывать уважение и интерес к жизни, традициям и культуре коренных народов Дальнего Востока.
Методы обучения:
- словесный (беседа);
- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок);
- практические (изготовление оберега).
Ожидаемый результат: оберег, сделанный своими руками.
Материалы: Шаблон из дерева фанеры диаметром 6 см для основы оберега, шаблоны нанайских орнаментов, цветной фоамиран, магнит, клей «Момент», стразы и пайетки для украшения оберега, клей карандаш, ножницы.
История появления орнаментальных мотивов народов Приамурья.
Бачигоапу, андана!
Так звучит приветствие на языке одного из многочисленных народов, которые издавна проживали и сегодня проживают на территории Дальнего Востока. Это приветствие на языке народа Нани.
Великая река Дальнего Востока - Амур, протянулась через земли Амур­ской области, Хабаровского края по­чти на четыре с половиной тысячи километров. Ширина реки в нижнем течении достигает трех и более кило­метров. Со времен глубокой древности мо­гучая река кормила и одевала людей, живших на ее берегах: нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, нивхов. Река кормила их замечательной и обильно здесь плодившейся красной рыбой: лососем, кетой, сомом, кожа которого эластична, крепка и потому шла на одежду.
Река воспитывала людей. Норови­стая, как горячий конь, она требовала от людей мужества, терпения, осмо­трительности, быстроты реакции; она воспитывала в людях доброту, готов­ность прийти на помощь, потому что с Амуром, когда он разбушуется (а это зачастую происходит внезапно), шутки плохи.
Река воспитывала и воображение, фантазию. Народное декоративное, связанное с трудом и бытом искусство народов Приамурья впитало в себя образы реки, всего живого и полезно­го, что было связано с нею.
Но не одна только река была нужна людям. От солнца также зави­село немало. Это солнце приносило с собой весеннее тепло, когда приле­тали птицы, когда начинала нере­ститься и метать икру рыба, когда и тайга и все кругом по берегам Амура и его притоков расцветало, оживало, переполнялось птичьими и звериными голосами.
Люди всецело зависели от природы,
У нанайцев есть мифы, которые повествуют о происхождении отдельных родов от животных: тигра, медведя и других. Анимистические воззрения коренных жителей Приамурья и Приморья сочетались с магическими действиями. Люди верили в силу амулетов. Возможно, что именно от амулетов ведут свое происхождение многие сэвэны (оберег).
Сэвэны — это духи-исцелители, духи-божества, духи-хозяева местности, воды и тайги.
Например, в представлениях нанайцев, живущих на Нижнем Амуре, хозяин медведей являлся одновременно хозяином тайги. Это был огромный медведь с девятью горбами. На медвежьем празднике все


дары приносили ему, невидимому хозяину.
Древние элементы духовной культуры, отразившиеся в тотемах и амулетах, сохранились и по сей день благодаря глубокой вере в существование души. Представления нанайцев о внешнем мире — это вовсе не механический отпечаток поступивших извне в их сознание идей, ценностей и стереотипов. Это происходило в результате общения с природой, от которой человек себя не отделял. Каждая вещь, созданная руками мастера или мастерицы, несет в себе традиции своего народа.
Традиции украшения орнаментом бытовых вещей предавались от отца к сыну от матери к дочери. Орнаменты – это история, в своем первоначальном виде – это некое зашифрованное магическое заклинание, является не только украшением, но и оберегом.
Орнамент нанайского народа очень древний и имеет свое обозначение. Орнамент отражал окружающую действительность из растений, цветов, насекомых, рыб, добрых зверей и птиц. Узоры у нанайцев все волнистые, извилистые – это для того, чтобы злой дух запутался в них и убежал.
- Каждый цвет узора что – то обозначал. Кто знает, что обозначает желтый цвет? (солнце) красный цвет? (огонь) синий цвет? (реку Амур, облако, небо) зеленый цвет? (природу, траву, листья). Также используются белый, чёрный и их оттенки.
Рассмотрите повнимательней эти орнаменты. Они полны значения.
- Традиционный узор “родового дерева” символизирует продолжение рода.
- Сидящие на верках птички – это души еще не родившихся детей.
- Изображение корней дерева знаменует устойчивость рода.
- Спираль и черепаха- символ долголетия
- Поцелуй рыбок, рыбки- пожелание иметь большую и крепкую семью, символ семейного счастья
- Звери- удачу на промысле, приплода в стадах,
- Змеи и дракон- привлечение удачи, отвод злых духов.
Узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона – носит защитную функцию, отгоняет злых духов.
Внимательно изучив историю нанайского народа и национального орнамента можно подобрать сочетание цветов и составить орнамент согласно шаблонам. На окончательном этапе работы можно использовать творческую мысль, но при условии изучения и анализа национальных традиций.
Практическая часть.
Несмотря на кажущуюся простоту исполнения изделия, необходима точность исполнения работы. Рассмотрим поэтапное изготовление оберега
Этап 1. На начальном этапе необходимо подготовить основу, подобрать цвет, наклеить фоамиран на основу.
Этап 2. С помощью шаблона выбранный узор нарисовать на кусочке фоамирана.
Этап 3. Следующий этап требует внимательности и аккуратности- вырезать орнамент с животными или птицами, или рыбками. Работа очень тонкая и ювелирная.
Этап 4. На данном этапе необходимо наклеить орнамент на основу
Этап 5. На заключительно этапе занимаемся украшением оберега пайетками и стразами (приклеиваем клеем Момент)
Этап 6. Оберег готов
Подведение итогов:
-просмотр и обсуждение выполненных работ;
-самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;
-ответы на вопросы участников мастер-класса;
-общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе изготовления халата и орнамента);
-заключительное слово педагога-мастера.
Список литературы.
1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. – С.13-22.
2. Гаер Евдокия Александровна. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций)
2022-01-31 10:11 Январь 2022 сценарий