ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ» В 8-М КЛАССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
Шушпанова Алена Валерьевна Преподаватель МБУ ДО «Талнахская детская школа искусств» Г.Норильск С 2013 года в МБУ ДО «Талнахская детская школа искусств» обучение осуществляется по дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком обучения 8 лет, в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее ФГТ). Учебный предмет «Композиция станковая» включен в обязательную часть учебного плана и направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по выполнению композиционных работ, получение ими художественного образования. Программа данного учебного предмета разработана на основе обобщения опыта нашей школы и требований ФГТ. Так как ФГТ определяют правила для всего процесса обучения, изменениям подверглась и процедура итоговой аттестации выпускников 8-х классов по предмету «Композиция станковая» - по новому регламенту экзамен должен проходить в форме защиты. Проведение итоговой аттестации в 8 классе в форме защиты сделало актуальным поиск новых подходов, позволяющих добиваться устойчивых учебных результатов в виде не только выполненного итогового задания по предмету, но и навыка его защиты перед комиссией. Итоговое задание по учебному предмету «Композиция станковая» предполагает создание композиции, решающей определенные композиционные и творческие задачи в рамках заданной темы. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой. В соответствии с критериями оценивания результатов итоговой аттестации обучающийся должен знать понятия и термины, используемые при работе над композицией; законы, правила и приёмы композиционного построения. Уметь поэтапно работать над тематической композицией; применять композиционные, тональные и колористические приёмы выделения смыслового центра; изображать в многофигурной композиции большое скопление людей; применять линейную и воздушную перспективу для создания глубины; самостоятельно и творчески решать композиционные задачи; владеть навыками работы в различных живописных и графических техниках. На вводном уроке к итоговому заданию учащимся были предложены темы, выявлены стоящие перед ними задачи. Тему итоговой работы выбирает преподаватель или сам учащийся с учётом склонностей и возможностей. Заранее оговорены сроки сдачи этапов работы, озвучены требования к объему и качеству представляемого к защите материала, его оформлению. Первый этап работы – это выполнение линейных эскизов по предложенным темам. Определение наиболее удачных эскизов и поиск интересной для учащегося темы и как продолжение – дальнейшая её проработка. Хочется отметить, что при выполнении итоговой композиции учащимся требуется как можно больше натурных зарисовок и набросков фигуры человека на всех этапах выполнения работы. Зачастую именно живые натурные зарисовки органично ложатся в основу композиции и позволяют определиться с темой. Первый этап завершается разработкой линейного эскиза композиции, к которому предъявляются следующие требования: - раскрыть выбранную тему; - определить композиционное решение в формате листа; - выделить композиционный центр; - выверить масштаб объектов; - проработать линейную перспективу.
Рис.1. Разработка линейного эскиза композиции. Автор С. Мария На втором этапе работы выполняются тоновые эскизы. Задача: - проработать варианты силуэтного решения композиции (темные силуэты людей на светлом фоне/светлые на темном фоне); - выбрать вариант освещения (направленный свет/рассеянное освещение); - выделить тоном композиционный центр; - проработать воздушную перспективу; - определить лучший вариант для дальнейшей работы.
Рис.2, 3. Разработка вариантов тональных эскизов композиции.
Автор С. Мария
Рис. 4,5. Разработка вариантов цветовых эскизов композиции.
Автор С. Мария
Третий этап – поиск колористического решения: - выполнить цветовые эскизы в холодной/теплой /контрастной цветовой гамме с опорой на тоновые эскизы; - выделить цветом композиционный центр; - проработать воздушную перспективу; -выбрать итоговый вариант для работы на формате. Четвертый этап – выполнение итоговой работы на формате и защита. Для подготовки к данному сложному этапу была успешно использована предзащита. Эта процедура проводилась два раза. Первый раз на этапе линейного эскизирования и выбора темы. Второй раз на этапе перехода на формат. Положительная роль предзащиты заключалась в следующем: Для администрации: - оценка общего и индивидуального положения дел по подготовке к экзамену. Для преподавателя: - мотивация отстающих обучающихся собраться; - свежий взгляд на выполняемые работы со стороны коллег. Для обучающихся: - получение оценки и сторонних отзывов о выполняемой работе; - сравнительный анализ объема и качества представленных работ; - репетиция выступления перед комиссией; - выявление общих требований комиссии к выступающим; - наблюдение за выступлениями одноклассников; - понимание направления дальнейших действий. После первой предзащиты учащиеся стали более собраны. Появилось понимание серьезности выполняемой работы. Стало ясно, что к защите нужно не только выполнить и оформить работы, но и подготовить выступление. С этой целью был разработан шаблон текста выступления, включающий в себя основные пункты логики работы и ответы на возможные вопросы.
Рис.6. Итоговая работа по учебному предмету «Композиция станковая» в 8 классе ДПОП «Живопись». Автор С. Мария Позже, подготовленные к защите, учащиеся выступали более спокойно и уверенно. Некоторые не посчитали нужным подготовку, понадеялись на экспромт, но их выступление выглядело скомканным. Однако все обучающиеся успешно сдали экзамены и закончили школу. Двое поступили в средние специальные учебные учреждения. Говоря о подготовке учащихся к итоговой аттестации, невозможно не упомянуть, что в настоящее время все мы и преподаватели и обучающиеся переживаем не простой период, когда в силу вступают различные противоэпидемические мероприятия и ограничения, влияющие на учебный процесс: - дистанционные занятия (осень 2020); -карантины (осень 2021); - ставшие более частыми уходы преподавателей и учащихся на больничные. Еще одним сложным моментом является одновременная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ в 9-ом классе и экзаменам в школе искусств. Зачастую курсы и факультативные занятия, совпадали с занятиями. Общеобразовательная школа, конечно, оказывается в приоритете. Поэтому с целью поддержания дисциплины и управления учебным процессом осуществлялись следующие действия: - контроль посещаемости; - контроль объема выполненной работы в течение занятия; - поддерживалась тесная связь с классным руководителем, с родителями; - поиск компромиссов в случае несовместимости расписания; -индивидуальное дистанционное взаимодействие с учащимися в случае необходимости. Таким образом, в течение учебного года: - проводилась индивидуальная и групповая работа по подготовке к экзамену. -обучающиеся своевременно обеспечивались информацией о нормативных требованиях к итоговой работе (с сентября, далее в течение года). - проводилась консультативная поддержка обучающихся (постоянно). - велась индивидуальная работа со слабоуспевающими. Что нового было выработано в течение работы с первым выпуском по дополнительной предпрофессиональной программе в соответствии с федеральными государственными требованиями: - успешно закончена апробация программы по учебному предмету «Композиция станковая»; - определены требования к объему и содержанию итоговой работы; -намечен и опробован алгоритм подготовки выпускников к процедуре защиты. Все возникшие трудности были успешно преодолены, благодаря слаженной работе педагогического коллектива, родителей, администрации.