ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Мельникова Лариса Владимировна, воспитатель высшей категории, Филиала Республиканского СРЦН «СРЦН в г. Воткинске» Забота о детях – сиротах является нашей главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни. Однако, многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к решению социальных проблем. Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей. Многие из них относятся к детям «группы риска», трудным. Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства. Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко. Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся. Но, несмотря на это задача воспитателя, прежде всего - воспитание гражданских качеств. Необходимо подготовить ребенка к преодолению трудностей социализации. Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую. Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповые занятия – беседы, диспутов, игры и т.п. Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и никому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь. Когда к нам приходит новый ребенок, в первую очередь на каждого составляется индивидуальная программа развития и жизнеустройства на полугодие, совместно с узкими специалистами учреждения. В соответствии с основными направлениями программы, составляется ежемесячный план работы. Такое планирование позволяет отслеживать динамику эффективности воспитательной работы. Я ставлю перед собой задачу – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. В своей практике я использую следующие приемы работы с детьми: 1. Изучение личного дела ребенка, для того чтобы узнать, что ему довелось узнать в этой жизни. Чему он подвергался, было ли насилие, жестокость по отношении к нему. Есть ли адекватные взрослые (родственники), которые могут поддержать ребенка, продолжить связь в дальнейшем. Если таковые есть, то знакомлюсь с ними и провожу работу по возможной временной передаче ребенка в семью. (Богдана, Настя, Яна). 2. Интересуюсь учебой, здоровьем детей, отношениями в школе со сверстниками, отношениями с родственниками, любовными переживаниями, делая это искренне, с действительным интересом. 3. Когда дети приходят из школы, стараюсь встретить их с радостью, обязательно выслушав все, чем бы они хотели поделиться со мной. В ответ и я делюсь с ними своими новостями. Иногда просто молча выслушиваю, не давая оценку происходящему, выдерживаю так называемую паузу, чтобы ребенок выговорился. Дети ждут от нас поддержки и понимания в любом случае, даже если они не правы. 4. Никогда не сужаю границу между педагогом и ребенком до минимума. Считаю, что всегда должна быть субординация в отношениях. 5. Говорю открыто о том, что мне не нравиться в поведении ребенка, но без оскорблений и унижений. Если случилось так, что я допустила в своем поведении грубость или не справедливость, то не считаю унизительным попросить у ребенка за это прощения. Этому же учу и своих воспитанников. 6. Обязательно хвалю при всех и индивидуально ребят, которые чаще всего бывают нарушителями чего либо, даже за минимальный хороший поступок. Считаю, что это повышает самооценку и приводит к уверенности в своих силах. 7. Приучаю воспитанников к чистоте тела и речи, при этом делаю это на собственном примере. Говорю «От меня пахнет потом, грязью? Мне тоже бы хотелось, чтобы от тебя пахло чистотой и свежестью. В моей речи присутствуют сорные слова? … Давай и ты попробуешь разговаривать без слов-паразитов. Попробуй все тоже самое рассказать без сорных слов. Получается забавно. Дети с трудом могут сформулировать даже несколько фраз. Без слов «короче», «типа», «вот» и др. слов предложения зачастую не строятся. 8. Учу своих воспитанников участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживая свои эмоции, проигрывая варианты выхода из конфликта. 9. Отношусь к воспитанникам как к собственным детям, стараюсь проявлять к ним заботу и интерес. 10. Осваиваю в своей работе ряд таких воздействий: -"просьба" (взамен "решения"); -"доверительная беседа" (взамен "допроса"); -"акцент на достоинствах" (взамен "критики"); -"эмпатия" (взамен "ярлыка"); -"проекция результата" (взамен "угрозы"); -"стать на позицию воспитанника" (взамен "нравоучения"); -"возложение полномочий" (взамен "гиперопеки"); -"акцент на результате деятельности" (взамен "акцента на личном успехе"). 11. Примерная тематика индивидуальных бесед: · Вежливое общение. · Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей. · Манера поведения. · Правила детского общежития. · Самооценка поступков. · Организация совместной деятельности. · Общение или одиночество: что лучше? · Неадекватное общение. Ненормативная лексика. · Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте · Умение разделить переживание с другим человеком. · Умей выбирать друзей. · Общение подростков и детей младшего возраста. · От чего зависит настроение. · Учимся справляться с гневом. · Ссора. · Как справиться с упрямством. · Учимся понимать чувства других людей. · Учимся доброжелательности. · Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации. · Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации. · Поступки добрые и злые. · Умеем общаться · Вглядись в себя - сравни с другим · Помоги понять себя. В непосредственном взаимодействии с детьми педагог личным поведением служит невольной иллюстрацией человека-примера. Данная иллюстрация предоставляет опыт жизни, увлекает, пленяет, служит опорой для выбора поведения, зеркально отражается в действиях детей, подражающих педагогу. Поэтому на педагогах лежит огромная ответственность за воспитания гармонично-развитой личности.