ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Новокрещенова Ирина Григорьевна Воспитатель МДОБУ №9 "Огонек" Оренбургская область, г. Соль-Илецк Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия. В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. И на любую детскую просьбу отвечали, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости. Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным. Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – и в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Первое знакомство дошкольника с экономикой происходит в семье. Наблюдая, как относятся к деньгам взрослые, как планируют семейный бюджет, ребенок начинает им подражать. Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых. Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений: - научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; - с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; - объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными - бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость - с другой; - научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней; - вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста. Как считает А.А. Богданов, дошкольник должен: − знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях; − уметь соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке — копилке, а в банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; − усвоить, что зарплата — это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей — это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи — это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т.п. − осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. Что должен знать ребёнок? Первая группа – знания о деньгах. Уточнение и представление детей о деньгах. · какие бывают деньги; · как можно пользоваться деньгами; · как правильно считать деньги; · разумная трата денег; · как научиться экономить деньги; · способы защиты денежных средств. · А. Фромм, один из ведущих специалистов США в области детской психологии, утверждает, что «искусство пользования деньгами отражает наши умения контролировать свои желания. А умение контролировать свои потребности, способность от чего-то отказаться – одно из самых главных отличий психологически зрелого человека. Именно это является причиной, по которой следует правильно использовать деньги». Вторая группа – знания о потребностях. · какие бывают потребности; · желания и возможности человека. Формирование у детей представлений о разнообразности потребностей и ограниченности возможностей их удовлетворения. Дети должны знать, что кроме физиологических потребностей, существуют и другие потребности, не менее важные: потребности в любви, дружбе, защите, общении и т.д. В данном разделе необходимо подводить детей к пониманию того, что человек может удовлетворять свои потребности лишь тогда, когда не мешает удовлетворению потребностей других людей. Важно воспитывать у детей умение делать выбор. Третья группа – знания о товаре. знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»; · от чего зависит цена товара; · как определить качество товара. Четвертая группа – знания о труде: · расширение и углубление знаний детей о разнообразии профессий; · как определить продукт труда; · оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»; Одним из необходимых условий эффективного экономического воспитания является высокий уровень трудового воспитания детей. Уже в дошкольном возрасте педагоги воспитывают культуру труда, формируют уважение и интерес к людям труда и самому процессу труда. Пятая группа – знания о бюджете: · что такое бюджет, из чего он состоит; · расходы и доходы семьи; · какие могут быть источники дохода; · способы экономии бюджета. · формирование и представлений о банке и необходимости делать накопления. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и таким образом обучаются экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари). По мнению Е.А. Корнак, результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду. В их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи. Список использованной литературы: Табих, Е. Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. — Минск: Выш. шк., 2007. —48 с.: ил. Теоретические подходы в экономическом воспитании Жуйкова Тамара Павловна, кандидат педагогических наук, доцент; Кокухина Анна Александровна, магистрант Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст]/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1989. - №1. - С. 20-22.