«ИГРУШКИ» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.Л. БАРТО. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ширяева Римма Ивановна, Посохина Марина Владимировна, Воспитатели, МБДОУ «Детский сад №4» Пермский край, ЗАТО Звёздный Паспорт методического пособия Название пособия: «Игрушки» (по произведениям А.Л. Барто) Цель: - Формировать навыки речевого общения с окружающими на основе овладения произведениями А. Л. Барто, через дидактическое пособие «Игрушки» (по произведениям А.Л. Барто). Задачи: - Учить наблюдать детей за разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых словом. - Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. - Формировать понимание обращенной речи сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. - Поощрять попытки прочесть наизусть текст полностью или с помощь взрослого. - Привлекать детей к многократному повторению одного и того же хорошо знакомого произведения. - Приобщать к посильному участию в рассказывании взрослого: жесты, мимика, действия, отдельные слова. - Стимулировать подражание речи взрослого человека. - Активизировать речевые реакции путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации. - Приобщение к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. Связь с другими образовательными областями: Образовательная область Задачи Социально – коммуникативное развитие
- Развитие общение ребёнка с другими детьми и взрослыми. - Развитие навыков самообслуживания. Познавательное развитие
- Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. - Формировать бережное окружение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. Речевое развитие
- Формирование пассивного и активного словаря, воспитание звуковой культуры речи. - Воспитание желания слушать и воспитание интереса к чтению. Художественно-эстетическое развитие - Развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений: словесного, музыкального, изобразительного. - Формирование элементарных представлений о видах искусства. Физическое развитие
- Развивать у детей крупную и мелкую моторику. - Развивать двигательную активность детей. - Формировать эмоциональную сферу детей.
Содержание: Наше дидактическое пособие «Игрушки» по развитию связной речи для детей раннего возраста, состоит из карточек - картинок, по произведениям А. Л. Барто. Карточки используются для знакомства детей с произведениями А. Л. Барто из серии «Игрушки», при чтении произведений «Мячик», «Грузовик», «Кораблик» и другие, при заучивании произведений с опорой на наглядность, при чтении наизусть или при помощи взрослого. Игра направлена на формирование навыков речевого общения с окружающими на основе овладения произведениями А. Л. Барто из серии «Игрушки». Развивает желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. Способствует развитию прочтения наизусть текста произведений полностью или с помощь взрослого. Стимулировать подражание речи взрослого человека. Правила дидактического пособия Вариант № 1 «Игрушки» Для игры понадобятся карточки картинки с изображениями на них произведений А. Л. Барто «Мячик», «Грузовик», «Кораблик» из серии «Игрушки». Выбрав для знакомства одно из предложенных произведений А. Л. Барто, воспитатель берёт карточки – картинки по выбранному произведению. Воспитатель выкладывает карточки – картинки последовательно согласно тексту прочитанного произведения, которое было выбрано для знакомства. На каждый отрезок прочитанного произведения выкладывается карточка – картинка. Получается в результате, что выбранное произведение не только читается в слух, но и выкладывается наглядно с помощью карточек – картинок. Этот вариант дидактического пособия даёт возможность заинтересовать ребёнка произведением, воспринимать произведение наглядно в сопровождении текста. Игру можно повторить несколько раз. И так с каждым комплектом карточек – картинок, предложенных по произведениям А. Л. Барто. Помогает ребёнку более полнее понять и представить себе произведение. Вариант № 2 «Игрушки» Для игры понадобятся карточки картинки с изображениями на них произведений А. Л. Барто «Мячик», «Грузовик», «Кораблик» из серии «Игрушки». В данном варианте ребёнку можно самому предложить выбрать комплект с карточками – картинками того произведения А. Л. Барто, который ему захочется послушать, прочитать, рассказать, выложить совместно со взрослым. Этот вариант игры побуждает ребёнка вспомнить произведение, даёт возможность попробовать самостоятельно или с помощью взрослого рассказать выбранное произведение, с опорой на карточки – картинки по произведениям А. Л. Барто. Вариант № 3 «Игрушки» Для игры понадобятся карточки картинки с изображениями на них произведений А. Л. Барто «Мячик», «Грузовик», «Кораблик» из серии «Игрушки». Воспитатель предлагает ребёнку выбрать самостоятельно комплект с карточками – картинками того произведения А. Л. Барто, который ему захочется послушать, прочитать, рассказать, выложить самостоятельно или с незначительной помощью взрослых. Этот вариант игры побуждает ребёнка вспомнить произведение, даёт возможность попробовать самостоятельно или с незначительной помощью взрослых рассказать выбранное произведение, с опорой на карточки – картинки по произведениям А. Л. Барто. В дальнейшем способствует развитию предпосылок владения детьми системой – Мнемотехники, для заучивания, рассказывания, составления, сочинения, пересказывания произведений.