ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Репкина Галина Владимировна, музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 11 «Звёздочка» общеразвивающего вида п.Монино, ГОЩ, Московская область Музыка в жизни маленького ребенка – это мир счастливых переживаний. Именно в самом раннем возрасте ребёнок выделяет музыку из звуков, которые его окружают. Научные исследования последних лет свидетельствуют нам о том, что развитие музыкальных способностей, а также, формирование основ музыкальной культуры у детей, начинать нужно, именно, с раннего возраста. Ведь именно в детстве человек воспринимает лишь то, что слышит и на выразительно исполненную музыку реагирует очень чутко и искренне. В отличие от ребёнка, взрослый слушатель может все недосказанное в музыке дополнить в своем личном воображении. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства. В раннем возрасте дети ещё не очень хорошо говорят и, поэтому, действия их вынужденно ограничены. При этом эмоциональный фон у них нам много более ярче выражен, чем у взрослого. И именно в это период жизни огромную помощь оказывает музыка. Ей подвластно передавать смену настроений и переживаний, а также эмоциональное состояние человека. Музыка помогает им осваиваться в мире человеческих чувств и переживаний. И в этом её сила. Будет вполне достаточно сыграть грустную мелодию, и дети понимают это состояние с первых тактов. И уже не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно. Также музыкальное развитие оказывает большое воздействие на общее развитие ребёнка: у него быстрее формируется эмоциональный мир, он становится более чувствительным к красоте, его мышление становится более совершенным. И, также, музыкальное развитие побуждает к формированию, помимо художественно-эстетических, интеллектуальных способностей. Музыка оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка. На третьем году жизни речь ребёнка становится главной доминирующей линией его развития. У него быстрее активизируется словарь, умение строить предложения становится более качественным. Малыш учится сопоставлять, рассуждать, координировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Он уже умеет произносить слова с различной интонацией, громкостью, а также он уже умеет менять темп своей речи. Он уже понимает значение прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус. Музыкальная деятельность детей — это самые различные способы и средства познания музыкального искусства. И, соответственно, окружающий мир, и самого себя. Каждый вид музыкальной деятельности разнообразен и специфичен, и оказывает различное воздействие на его развитие. Предполагается, что ребёнок должен овладеть каждым видом. Игра — это произвольная деятельность. В ней важен не столько результат, сколько сам процесс, который доставляет радость и удовольствие ребенку. В дошкольном возрасте игра всегда использовалась для обучения и воспитания детей. Её присутствие прослеживается и в народном фольклоре. Из поколения в поколения народные песни, игры, потешки, прибаутки передавались через взрослых маленьким детям. Потешки и прибаутки всегда сопровождались различными движениями и звуками. Яркая музыкальная окраска очень привлекала малышей. А различные зрительные, двигательные ощущения, возникают именно в тот момент, когда малыши играют с удовольствием и пытаются повторить за взрослым все движения. Огромным развивающим потенциалом были простота и легкость действий, а также сочетание знакомого и чего-то неожиданного. При этом всегда присутствовала атмосфера радости от игры со взрослым. Эти совместные игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка. У него быстрее развивается понимание речи, обогащается словарь, появляется умение действовать синхронно с партнером. В любой семье имелись и имеются свои традиции игрового взаимодействия с детьми. Мамы и папы, чаще всего, играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители, бабушки и дедушки. Этот полезный опыт передается из поколения в поколение. И, наверное, нет такого ребёнка, с которым никогда играли в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», и другие игры. Каждая из этих игр имеет большое разнообразие вариантов. Именно поэтому музыкально-игровые занятия приводят к нужному результату, если они появляются в жизни ребёнка с ранних лет. Система различных упражнений и игр способствует физическому развитию малыша, совершенствует его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, делает его чутким к красоте в искусстве и жизни. Участвуя в музыкально-игровой деятельности, ребенок, непроизвольно, приобретает навыки пения и танца. С большим удовольствием они изображают то, о чем поет взрослый, а иногда и с наслаждением подпевают вместе с ним. Если это песенка про дождик, они изображают, как падают капельки на ладошку, стуча по ней пальчиком. А в потешке про петушка, они энергично хлопают руками, изображая крылья. И здесь, непременно, важным качеством педагога является артистизм и исполнительское умение. Игра на различных шумовых музыкальных инструментах увлекает детей, способствует формированию слухового восприятие ребёнка. Также, одним из важнейших компонентов, является танец, который помогает детям снять зажатость, довериться взрослому. Ведь именно в танцевальном творчестве у ребенка есть возможность самовыражаться, что так ему необходимо в этом возрасте. Позже, ребёнок, в процессе музыкально-игровой деятельности, может использовать приобретённый музыкальный опыт в своей жизни, а появившиеся музыкальные навыки и умения - в самостоятельной игре.