ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дажина Анастасия Олеговна Воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Подъем-Михайловка СП Детский сад «Буратино» Самарская обл., Волжский р-он., с. Подъем-Михайловка Введение Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. У детей, занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво учатся организованности, что ведет к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей к самоорганизованности – формирует предпосылки на всю жизнь к организации своей деятельности, учебы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе. Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания Первый аспект – это уровень умственного развития. Данный аспект является одним из наиболее принятых педагогической практикой. При осуществлении индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения в условиях детского сада, традиционно изучаются уровень умений и навыков ребенка, а также набор умственных операций, сформированных в процессе их приобретения. Если умственное развитие ребенка протекает в опережающем темпе, то это значит, что умственные операции, соответствующие его хронологическому возрасту, он быстрее воспринимает и осмысливает материал, быстрее его запоминает и воспроизводит, прочнее, больше удерживает в своей долговременной памяти, а полученные знания успешно использует при выполнении заданий. Познавательный интерес здесь весьма устойчив, он поддерживает деятельность ребенка в течение длительного времени. Индивидуальный подход при воспитании и обучении ребенка на основе уровня его умственного развития сегодня может быть построен только с учетом зоны ближайшего развития. В этом случае воспитатель дифференцирует не задание, а меру помощи ребенку при его выполнении: одни выполняют самостоятельно и объясняют ход выполнения товарищам или ищут рациональный способ выполнения, другие - выполняют по определенному алгоритму, заданному педагогом, и составляют такое же задание, а третьи - получают пошаговую помощь при выполнении. При этом задание является единым по сложности для всех. Для организации подобного индивидуального подхода к обучению воспитателю недостаточно определить просто объем знаний ребенка, необходимо знать особенности его познавательной сферы, сформированность познавательных действий и уровень обучаемости ребенка. Второй аспект - Тип нервной системы. Индивидуальные особенности детей могут также определяться свойствами нервной системы. Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Это означает, что нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом взаимодействии. Среди основных свойств нервной системы выделяются следующие: сила-слабость и подвижность-инертность нервной системы. Третий аспект - Тип мышления. Дети, как и все люди в целом, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным. В этом случае правомерно говорить об аналитическом, «мыслительном» складе ума. У других людей преобладает образное мышление или, иначе говоря, художественный тип мышления. У третьих - образные и абстрактные компоненты мышления находятся в относительном равновесии (гармонический склад ума). Эти различия основываются на функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Специализации полушарий способствует активная умственная деятельность, она в свою очередь зависит от того, как организуется работа полушарий в процессе мышления. Воспитателю при осуществлении индивидуального подхода, важно знать, какое полушарие и как обеспечивает процесс умственной работы, для того, чтобы эффективно организовывать процесс обучения и воспитания. Таким образом, для художественного типа, то есть для людей с доминирующим правым полушарием характерно мышление на основе ярких образов, возникающих в результате живого восприятия и эмоций. Они мыслят синтетически, схватывая объект целиком. Осмысливать материал они начинают с эмоционального включения, опираются на представления и образы, а затем уже переходят к анализу составляющих, к построению умозаключений. У детей мыслительного типа, наоборот, процесс мышления начинается с анализа составляющих, с выстраивания логических цепочек. Они мыслят понятиями, символами, у них преобладают абстракции, логические рассуждения, а эмоциональная окраска чаще всего мешает им думать. Говорить о том, какой тип лучше, бессмысленно, так как речь идет об индивидуальных особенностях человека. Учитывать же их в процессе обучения и воспитания совершенно необходимо. Четвертый аспект - Ведущая модальность восприятия. Наблюдая за поведением детей, можно убедиться, что способ познания окружающего мира ребенком оказывает непосредственное влияние на способность адаптироваться в обществе, на его физическое развитие и в дальнейшем, успехи в учебе. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется в дальнейшем при обучении в школе. Учитывая, что способ познания можно определить еще в младенчестве, можно сделать вывод, что он является врожденной особенностью человека. Следовательно, определение способа познания у ребенка имеет большое практическое значение для родителей, воспитателей и психологов, поскольку позволяет им построить занятия, игры, процесс обучения таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка. Таким образом, можно выделить следующие типы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Визуальный тип - идет обучение ребенка посредством зрительного восприятия информации; аудиальный - посредством восприятия информации на слух; кинестетический - посредством восприятия собственной деятельности. Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области. Пятый аспект - Состояние здоровья. Необходимость индивидуального подхода к организации обучения и воспитания детей, имеющих физические дефекты, нарушения в соматическом развитии, сегодня не вызывает сомнения Однако, далеко не всегда учитываются такие психологические особенности, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и другие. Недооценка данных индивидуально-психологических различий, психофизиологических характеристик детей наносит колоссальный вред как физическому, так и психическому развитию ребенка. Воспитателю важно знать, что в этом случае речь идет о нарушениях психического здоровья, которые прежде всего связаны: - с соматическими заболеваниями; - с дефектами физического развития; - с различными неблагоприятными факторами и стрессами, связанными с социальными условиями. Итак, рассмотрены основные аспекты, которые необходимо учитывать воспитателю при индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания детей. Методические рекомендации по осуществлению индивидуального подхода в воспитании и обучении детей в условиях детского сада: 1. Индивидуальная работа должна проводиться регулярно, отражаться в перспективных и календарных планах, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. Индивидуальная работа должна проводиться со всеми детьми. 2. Прежде чем начать индивидуальную работу следует провести исследование с целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка. Для этого можно использовать различные методы: наблюдение, беседа с ребёнком, изучение документации, диагностика, изучение условий семейного воспитания. Особенно важно выявить два параметра: исследование типов темперамента дошкольников; изучение волевых проявлений. 3. Воспитателю необходимо вести дневник наблюдения за детьми, в котором отмечать существенные стороны поведения: - положительные проявления; - отношения в коллективе; - отношения к труду; - особенности умственного развития. На каждого ребёнка составляется характеристика по следующей схеме: 1) общие сведения о ребёнке; 2) данные о физическом состоянии; 3) положительные проявления ребёнка; 4) отношение к коллективу; 5) отношение к труду; 6) особенности умственного развития; 7) педагогические выводы. 4. На основе проведённых наблюдений следует подобрать приёмы индивидуального подхода к ребёнку, пути воздействия на него, задачи, которые ставятся в последующий период. 5. Поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин, то общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и детский сад, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. К индивидуальной работе следует привлекать родителей. Для них можно организовать консультации по темам: «Знать ребенка, чтобы воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников» и др. 6. В организации занятий следует учитывать склонности детей, их способности к усвоению материала, работе в группе, фронтальной и индивидуальной деятельности. Эффективно использование индивидуальных заданий. Можно организовать работу в группах, распределив детей по определённому признаку и разработав Разно уровневые задания. 7.Индивидуальную работу с каждым ребёнком можно спланировать в течение дня. Эта работа может быть направлена на устранение пробелов в знаниях, развитие познавательных процессов, навыков общения и др. 8. Можно использовать развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка. 9. Необходимо, чтобы и воспитатель нашёл пути индивидуального подхода к ребёнку, вовлекла его в общие дела коллектива, игру, общение с другими детьми. 10. Работа по осуществлению индивидуального подхода требует от воспитателя терпения, творческого поиска и является неотъемлемым содержанием процесса обучения и воспитания дошкольников. Выводы: В современной педагогике все более актуальной становится проблема учета индивидуальности учащихся в процессе воспитания и обучения: в этом заключаются социальные требования нового времени. Наиболее эффективным способом решения этих задач является индивидуализация процесса обучения и воспитания. Целью индивидуализации процесса обучения и воспитания является развитие активно-творческих возможностей человека, создание реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционально-волевого и морального потенциала личности, стимулирование у ребёнка потребности в реализации своих способностей и задатков. Это достигается путем создания таких условий, которые обеспечивают максимальный психологический комфорт для учащихся и возможность их интенсивного развития. 1. Индивидуальный подход заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов). 2. Для организации индивидуального подхода педагог должен знать индивидуальные особенности дошкольника, так как изучение особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 3. Осуществление индивидуального подхода в воспитании и обучении способствует наиболее эффективному усвоению знаний детьми и раскрытию их индивидуальных способностей. 4.Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям начинается с изучения и выявления индивидуальных особенностей дошкольников. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. 6. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения должна проводится систематически. Индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно-воспитательной работы.