ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР)
Зорина Марина Германовна, Учитель начальных классов, ГКОУ УР «Школа № 47» г. Ижевск Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы увеличивается число детей с задержкой психического развития. Каждый ребенок с ЗПР нуждается в индивидуальном подходе, в процессе работы необходимо ставить индивидуальные задачи для каждого ученика, исходя из того, насколько снижен общий запас знаний, насколько нарушено внимание и интеллектуальное развитие. Педагогу необходимо владеть специальными знаниями и умениями, иметь определенные личностные качества, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным. Особенности ребенка с задержкой психического развития · Восприятие. Замедленно и фрагментарно. Могут возникать трудности при формировании зрительных образов. Это нужно учитывать при обучении, т.е. для лучшего усвоения материала, таким детям необходимы наглядные пособия. · Внимание. Поверхностно и кратковременно. Малыш часто отвлекается, есть сложности с тем, чтобы сфокусироваться на какой-то задаче. Есть проблемы с пониманием того, какой стимул действительно важен для концентрации на нем, а какой – нет. · Память. Характерна слабая избирательность, мозаичность запоминания материала. Характерен низкий уровень самоконтроля, наглядные образы запоминаются лучше, чем слуховые. · Мышление. Невозможно абстрактно-логическое мышление (без помощи взрослых). У детей возникают трудности со сравнением, построением собственных умственных заключений, формированием выводов по той или иной ситуации. · Речь. Скудность словарного запаса. Наблюдается нарушение артикуляции многих звуков. В большинстве случаев речь упрощена, потому что ребенку трудно выстраивать сложные предложения и умозаключения. Часто сочетается с дислексией и дисграфией. · Эмоциональная сфера. Такие дети легко внушаемы, у них может резко меняться настроение (периоды эмоционального подъема быстро сменяются апатичным состоянием). Они редко проявляют инициативу, поэтому идут на поводу у своих сверстников. Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Можно выделить некоторые способы реализации принципов индивидуального подхода в обучении и оказания дифференцированной помощи детям с ЗПР в освоении предметных материалов: · Подбор заданий, усиливающих активность ребенка, увеличивающих потребность в познавательной деятельности; · Варьирование темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР; · Индивидуальный подход; · Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями; · Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; · Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; · Использование многократных упражнений; · Проявление большого такта со стороны учителя; · Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы; · Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; · Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут. Ведение уроков в специальных коррекционных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях. С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как: · дополнительные наводящие вопросы; · наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала; · приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач; · помощь в выполнении определенных операций; · образцы решения задач; · поэтапная проверка задач, примеров, упражнений. На каждом уроке обязательна словарная работа. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика. Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону. Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи: · задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения; · задания тренировочного характера, аналогичные образцу; · задания контрольного характера и т.д. Таким образом, выполняя все рекомендации по созданию урока с индивидуальным учетом способностей ребенка, возможна коррекция его способностей, знаний и умений.