Семенова Оксана Николаевна, учитель, МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №85» город Нижний Новгород В связи с реформами содержания среднего образования учитель должен выполнять все больше ролей. Те педагоги, которые умеют только передавать знания, уже не нужны. Различные роли учителя будут помогать ему успешно руководить классом и его работой. Например: Роль Учитель 1 Планировщик планирует урок, прогнозирует возможные проблемы, выбирает и адаптирует материалы 2 Управляющий организует учебное пространство, следит за порядком в классе и устанавливает правила поведения и взаимодействия 3 Наблюдатель наблюдает за классом в течение самостоятельной или групповой работы в процессе обучения, проверяет состояние учебного процесса и оказывает поддержку в случае необходимости 4 Посредник предоставляет возможность обучения, помогает учащемуся работать с источниками и развивать самостоятельность. 5 Диагност предвидит и снимает сложности в обучении 6 Языковой ресурс помогает учащимся в решении языковых проблем (подбор лексики и т.д.) 7 Оцениватель устанавливает уровень владения языком и отношение учащихся к учебному процессу, используя формальную и неформальную оценку 8 Дипломат создает доброжелательные взаимоотношения и хорошую атмосферу Одними из важнейших ролей учителя является наблюдение и оценка. Однако давать оценку знаниям учащегося нужно, учитывая возраст, личностные качества, характер. Это называется фидбеком. Если точнее, то фидбек – это обратная связь. В классе фидбек может осуществляться по схеме «учитель-учащийся/учащиеся» или «учащийся-учащийся». Задачи фидбека: · мотивировать; · поощрять автономность; · помогать понять проблемы в обучении и пути их решения. Ключевая характеристика фидбека, отличающая его от стандартной оценки, – наличие описания одинакового количества хороших и отрицательных черт. Сравните: "прилагательные в произведении употреблены почти повсюду неправильно, ты тоже совсем не понимаешь местоимений - изучи их" “ты хорошо употребил грамматические формы, структура твоего произведения очень четкая, и нужно немного поработать над употреблением прилагательных и местоимений” Еще примеры: Пример Объект Цель Устно: "Вы справились очень хорошо, получилось гораздо лучше, чем в прошлый раз - вы действительно обратили внимание на презентацию". Прогресс, усилия ученичества, достижения Поощрение Устно: «Посмотри еще раз на номер четыре. Там есть проблема с орфографией и, я думаю, там больше, чем две ошибки”. Язык и содержание Указываем, где была проблема и помогаем понять, что нужно сделать, чтобы ее решить. Письменно: Какая замечательная история! Ты использовала прилагательные очень хорошо на этот раз, и несколько раз ошиблась в прошедших временах – стоит просмотреть неправильные глаголы в конце учебника”. Содержание Идеи Язык Как положительные стороны, так и стороны, над которыми необходимо работать Личное мнение относительно работы ученика Определение “+” и “–” в работе Определение материала, с помощью которого можно улучшить знания В классе: – учитель может осуществлять фидбек на всех этапах урока, например: · в начале урока, во время комментирования работы, которую учитель оценил из предыдущих уроков · в течение определенного вида деятельности, когда учитель наблюдает за работой в парах или в группах · в конце определенного вида деятельности, когда учитель подводит итоги работы. - фидбек, который может быть несколько неудобным для учащегося, следует предоставить лично и не при всем классе. И,самое главное,нужно помнить;чтобы предоставить и получить качественную обратную связь, нужно анализировать действия учащегося и следить за его прогрессом. Избегать этого — значит терять значительную часть потенциала. Одни не узнают о своих ошибках, а другие не получат мотивации.