ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Беседина Наталья Викторовна, преподаватель, ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум», г. Строитель, Белгородская область Технология обучения - это целостная совокупность разнокачественных процедур: дидактических, общепедагогических, психологических и др., обусловленная соответствующими целями и содержанием обучения и воспитания, которая призвана осуществить требуемые изменения (вплоть до возникновения новых) форм поведения и деятельности обучающихся. • В педагогической практике реализация такой дидактической системы приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания. • При реализации таких целей преподаватель получает возможность разработать свою методику, базирующуюся на научно обоснованных рекомендациях, вытекающих из процедур технологии обучения. • Поэтому в методике преподавания используются инновационные технологии, которые помогают самостоятельной образовательной деятельности обучающегося. • Соответственно инновационная деятельность в широком понимании предполагает систему взаимосвязанных видов любой индивидуальной или коллективной деятельности. Например: научно-исследовательская деятельность, подразумевает получение нового знания о природе явлений и как это явление можно воссоздать в лаборатории; проектная деятельность, связанная с разработкой инструментально-технологического знания о том, как на основе имеющегося научного знания можно получить что-то, что реально будет выполнять определенные функции; либо образовательная деятельность, суть которой сводиться к компетентностному подходу в профессиональном развитии личности на основе знаний/опыта по реализации проектной или научно-исследовательской деятельности. В XXI веке все больше возникают противоречия: Между традиционным подходом к преподаванию математики, естествознания (передача информации от преподавателя к обучающему) и высокими требованиями к обучающемуся (должен уметь самостоятельно входить в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат). В ФГОС нового поколения обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: • личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию; • метапредметным, включающим универсальные предметные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); • предметным, включающим применение знаний и умений данной предметной области в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; Все результаты освоения образовательной программы: • умение самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения; • выбирать наиболее эффективные способы решения задач; • владение основами самоконтроля и самооценки; • умение обобщать, анализировать, классифицировать; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий; Для достижения этих результатов существуют способы инновационного обучения: • Активные методы обучения. • Модульное обучение. • Проблемное обучение. • Дистанционное обучение. • Метод проектов. Инновационные технологии предполагают: • повышения уровня мотивации к учебе; • формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную включающуюся деятельность; • при активной поддержке преподавателя; • постоянное повторение, систематизация знаний • ведущая роль-формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к обучению посредством индивидуального отношения к каждому обучающемуся; • Создание когнитивной схемы мышления; • воспитание чувства собственного достоинства; • в основе - дифференциальный подход; • хорошее знание теоретического материала – успешность обучения; • создание проблемной ситуации. Формирование результатов освоения образовательных программ достигается применением различных технологий: 1) Системно - деятельностного подхода, который обеспечивает активную познавательную деятельность. Обучающиеся обладают знаниями, но теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, поэтому надо повышать не только их активность, но и самостоятельность, которая развивает коммуникацию, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Акценты нового стандарта подхода: чему учить? (обновление содержания); ради чего учить? (ценности образования); как учить? (обновление средств обучения) 2) Проектно-исследовательской деятельностью с критериями внешней оценки проекта: • Актуальность проблемы • Корректность методов исследования • Активность обучающихся • Характер и глубина общения • Умение аргументировать свои заключения, выводы • Эстетика оформления проекта • Умение отвечать на вопросы 3) ИКТ - технологии, преимущества их использования: • Позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение • Способствуют повышению мотивации обучения • Повышают активность обучающихся • Повышают эффективность процесса обучения • Дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений • Усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей. Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: • Активный способ получения новых знаний • Высокий уровень личной социальной активности • Стимулируют творческие способности • Формируют активную жизненную позицию • Формируют навыки практических исследований • Повышают познавательную активность • Развивают творческие способности Список использованных источников: 1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Учитель, 2009, №3, С.28. 2. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В.И. Загвязинский //Инновационные процессы в образовании: сборник научных трудов. Тюмень, 2013, С.8. 3. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика / И.М. Осмоловская // Народное образование, 2010, №6, С.182-188. 4. Черкасова О.А., Черкасова С.А. Образовательные технологии в естественнонаучных направлениях // Вестник науки и образования, 2016, №8 (20), С.7-9. 5. Черкасова О.А. Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. проф. Ю.Г. Голуба. Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2016, №11, С.186-189.