ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МАЛЫЕ РЕКИ МОЕГО ГОРОДА» ДЛЯ 6-9 КЛАССОВ
Лопатина Наталия Николаевна, учитель географии, МАОУ «Школа №18 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми Цель и задачи проекта: ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу. 2. Углублять знания детей об окружающем мире и экологических проблемах малых рек. 3. Формировать позитивное отношение к экологии. 4. Формировать экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации. 5. Организовать сбор учащимися информации о наличии малых рек г. Перми, их состоянии. 6. Организовать и провести викторину о малых реках. 7. Провести выставку творческих работ учащихся и родителей. 8. Организовать экологические десанты: Чистая прогулка, расчистка склонов рек. 9. Организовать экологический мастер-класс по художественному творчеству «Лицом к малым рекам» с привлечением социальных партнеров - Лузиной Татьяны Анатольевны, преподавателем МАОУ ДО «ДШИ №13» Целевая аудитория проекта: Учащиеся 6-9 классов. Краткое описание проекта: · Старт проекта – информирование учащихся о проекте. · Подготовка к выходу на трудовой десант по расчистке склонов реки (выбор реки за руководителем проекта) Учащиеся с учителем, самостоятельно или с родителями ищут сведения о выбранной реке, ее местоположении. Собираются материалы о растительном животном мире у реки. · Проводится конкурс рисунков. · Родители участвуют в совместном трудовом десанте: Чистой прогулке, расчистке склонов рек. · Проводится викторина «Чем опасен мусор вокруг нас». · Затем учащиеся самостоятельно или с родителями, на основе собранной информации и материалов создают выставку «Малые реки моего города». Сроки реализации проекта: сентябрь- май, 2021-2022 учебный год. Описание проекта. Проблема, на решение которой направлен проект. Наша природа. Наша большая Родина. Наша малая родина: наш город или деревня, наша улица, наш дом… Только от нас, от каждого из нас, зависит окружающий нас мир и то, какова будет жизнь. И будет ли она вообще. Ведь, природа и мы — это части одного целого. Без природы мы не сможем жить. И, уничтожая природу, мы губим свою жизнь, жизнь своих детей. А оберегая и сохраняя живую природу, чистоту малых рек Перми, мы даем шанс себе и будущим поколениям быть здоровыми и счастливыми., а городу- быть красивым. Начать можно с малого: не мусорить, не травить ядами и всякой химией свои дворы, не ломать, не рубить деревья, проявлять заботу о птицах, не загрязнять малые реки своего города. Просто оглянуться вокруг и понять, что природа и мы — одно целое, один большой организм. Актуальность проекта. XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом взаимосвязи идей гуманизации и экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентированно на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой. В последние годы произошла экологизация всех естественно - научных курсов, в том числе и в средней школе. Задача формирования экологической культуры рассматривается как «всевозрастная». В средней школе происходит формирование различных знаний и отношений, которые вносят существенный вклад в экологическое образование школьника и гражданина. Поэтапный план-график реализации проекта. Мероприятие Решаемые задачи Сроки I этап проекта. Информационный.
Информирование о проекте. Заинтересовать детей темой. сентябрь Занятие волонтерского движения «Красоту города создают малые реки» Прививать интерес к малым рекам, их экологических проблемах. сентябрь Конкурс докладов о малых реках г. Перми. Организовать помощь в составлении докладов · Рисунки · иллюстрации сентябрь Совместный выход родители-дети на экологический десант «Чистая прогулка» в рамках Всемирного дня чистоты на улицы Индустриального района г. Перми Углублять знания детей о пользе сортировки разного вида мусора. 18 сентября. Освещение мероприятия на сайте школы Совместный выход родители- дети на экологический десант по расчистке склонов реки Егошиха. Расширить знания и применить практические умения в сборе и сортировке разног мусора. сентябрь Освещение мероприятия на сайте школы Провести награждение активных участников. Стимулировать на дальнейшую деятельность в экологическом направлении Освещение мероприятия на сайте школы. Викторина «Умная синица» .
Стимулировать на дальнейшую деятельность в экологическом направлении. ноябрь
Выставка творческих работ Стимулировать на дальнейшую деятельность в экологическом направлении. ноябрь Экологический десант в рамках Синичкин день, по вывешиванию кормушек, подкормке птиц зимой. Расширить знания о птицах, обитающих в Пермском крае ноябрь Экологический десант. Пополнение птичьих кормушек запасами Стимулировать на дальнейшую деятельность в экологическом направлении и прививать чувство ответственности. декабрь Провести награждение активных участников и победителей. Стимулировать на дальнейшую деятельность в экологическом направлении. декабрь Встреча с представителями АНО «Система переработки вторичного сырья» и проекта «Разделяем вместе»- Н.В. Алешиной и С.П. Гашевым. Расширить знания о цели разделения мусора и важности переработки вторичного сырья. Январь Начало II этапа проекта Занятие волонтерского движения «Речка Данилиха- в центре города» Прививать интерес к малым рекам, их экологических проблемах. Апрель Выход на экологический десант по расчистке берегов реки Данилихи. Расширить знания и применить практические умения в сборе и сортировке разног мусора. Апрель Освещение мероприятия на сайте школы Занятие волонтерского движения «Речка Ива- извилистая краса города» Закрепить знания детей о пользе сортировки разного вида мусора. И пользе чистых рек. Май Выход на экологический десант по расчистке берегов реки Ивы. Закрепить знания детей о пользе сортировки разного вида мусора. И пользе чистых рек. Май Проведение совместного экологического пленэра, с привлечением социальных партнеров- ДШИ Формировать позитивное отношение к экологии. Май Подведение итогов проекта и награждение активных волонтеров 6-9 классов и активных родителей. Стимулировать на дальнейшую деятельность в экологическом направлении. Май Конкретные ожидаемые результаты. Создать выставку «Помощь малым рекам моего города», отражающую всю собранную информацию по теме проекта. Текущий и итоговый мониторинг реализации проекта. Показателями результатов работы над проектом будут: Победа в конкурсе докладов о малых реках. Качество оформления творческих работ Участие в творческих конкурсах. Количество семей, включившихся в проект.