ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Мищенко Марина Геннадьевна педагог-психолог, педагог дополнительного образования Манойленко Елена Михайловна Методист, педагог дополнительного образования Черных Светлана Александровна заместитель директора, педагог-организатор ГБУДО «БелОДДТ» г. Белгород Важную роль в становлении и развитии личности играют учреждения образования, где обеспечиваются права обучающегося на свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Дополнительное образование сегодня является «инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнута роль дополнительного образования как вида деятельности, направленной на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании [1]. ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества», являясь многопрофильным учреждением дополнительного образования, ставит перед собой задачи по созданию благоприятных, психологически комфортных, педагогически целесообразных условий получения обучающимися дополнительного образования, где предоставляется возможность для самореализации и успешной социализации, раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого обучающегося. Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для учреждений дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития страны. Работа по выявлению и поддержке наиболее одаренных и талантливых обучающихся, по формированию будущей профессиональной элиты в различных сферах жизнедеятельности: творческой, интеллектуальной, научно-технической, инженерной и изобретательской, – становится весьма актуальной в связи с конкурентной борьбой государств мира в условиях глобализации и интеграции, доступа к сырьевым и информационным ресурсам друг друга. В этой борьбе решающим фактором становится максимальное использование всех имеющихся ресурсов, и прежде всего, человеческого капитала, который сегодня является главной ценностью государства, как важнейшего стратегического ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность, осуществляющего прогресс, развитие культуры и цивилизации [2]. Работа педагогов дополнительного образования в ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» заключается в создании и обеспечении условий воспитания и обучения, которые позволили бы максимально реализовать творческий потенциал на каждом возрастном этапе развития одаренного ребенка. Развитие творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию индивидуальных учебных планов по всем 6 направленностям: социально-гуманитарной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, технической, естественнонаучной. Обучение по индивидуальному учебному плану дает возможность растить художественно одаренную личность, позволяет поддерживать у детей постоянный интерес к предмету, создавать авторские, оригинальные работы. В своей работе педагоги Дворца используют новейшие тенденции современной педагогической теории, инновационные образовательные технологии, комплексно реализуя задачи обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Приоритетными инновационными технологиями в работе педагогов ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» являются следующие [4]: - технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Предполагает обучение обучающихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы); - методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности; - кейс-технология – интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса; - технология критического мышления. Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения по программе сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. В отличие от традиционного образования в современном педагогическом процессе центральной фигурой является педагог, а центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно смещается на обучающихся [3]. Благодаря слаженной, четко выстроенной работе обучающиеся объединений достигают высоких результатов, побеждают в региональных, всероссийских, международных конкурсах, занимаются исследовательской деятельностью, создают проекты и успешно их реализуют. Для одаренных обучающихся ежегодно организуются областные профильные смены в летних лагерях детского отдыха и оздоровления. Выплачивается стипендия Губернатора и поощрительные премии их педагогам-наставникам. В большей степени работа с одаренными детьми ориентирована на интеллектуальное развитие. Координатором работы с одаренными детьми в Домах и Центрах детского творчества Белгородской области является ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества». Ежегодно в рамках областной комплексно-целевой программы «Одарённые дети» Белгородским областным Дворцом детского творчества проводится более 30 областных фестивалей, конкурсов, смотров, выставок, способствующих развитию и поддержке талантливых детей и подростков. Таким образом, дать возможность обучающимся опереться на собственные силы, позволять самим искать выход из проблемной ситуации, обращать внимание на формирование самостоятельности, самодисциплины, ответственности, коммуникативных компетенций, – вот главные задачи, которые реализуются в рамках поддержки одаренных обучающихся в ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» посредством реализации индивидуального учебного плана. Список литературы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Айрумян, Г. С. Педагогическая работа с одаренными детьми / Г. С. Айрумян, Д. С. Галанина // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 674-677. 3. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании // Журнал Инновации: поиски и исследования. 2012. №16. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii 4. Биктимерова Д. И. Современные инновационные образовательные технологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/sovremennie-innovacionnie-obrazovatelnie-tehnologii-456029.html