Конференции

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Ишкаева Эльмира Равиловна,
Воспитатель,
МБДОУ детский сад № 326,
город Уфа, Республика Башкортостан
В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Образовательная программа дошкольного образования формируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. В «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования» находим утверждение: «Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе».
Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей.
Надо отметить, что актуальность проблемы исследования в настоящее время не раскрыта. Это обусловлено тем обстоятельством, что у детей дошкольного возраста не сформированы одинаковые игровые навыки и дети одного возраста не обладают идентичным игровым опытом.
Проанализировав специальную и психолого-педагогическую литературу по теме исследования, я выявила основных авторов и ученых, которые занимались различными аспектами данной проблемы. Проблема индивидуального подхода к детям является актуальной и привлекает внимание специалистов различных отраслей науки. Интересные мысли по этому вопросу были высказаны в работах отечественных и зарубежных исследователей: Н. А. Ветлугиной, Е. Н. Водовозовой, Л. С. Выготским, Р. И. Жуковской, Л. И. Ковальчук, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, А. Н. Леонтьевым, А. С. Макаренко, М. Д. Маханевой, Т. С. Рыжовой, Б. М. Тепловым, К. Д. Ушинского, Е. А. Флериной, Т. Чирковой и многими другими.
Исследованием влияния игры и игровых технологий в образовательном процессе ДОУ занимались такие авторы как Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина, М. Г. Ермолаева, З. П. Коннова, Т. М. Михайленко, Л. А. Пенькова, П. И. Пидкастистый, Ж. С. Хайдаров и.т.д.
Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания. Он предполагает «профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности».
Педагогика признает игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.«...Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания», - говорила Н. К. Крупская.
В игре дошкольников проявляются и формируются все стороны психической деятельности жизни ребёнка. И через те роли, которые ребёнок выполняет в игре, обогащается его личность. Конечно, трудно переоценить значение игры для нравственного развития ребёнка его уникальности и самоценности. Так как в игре воспитываются такие качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность.
При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Педагогическое руководство играми тесно связано с индивидуальным подходом к детям. Но при этом очень важно помнить о правильном педагогическом руководстве игрой, так как одну и ту же игру дети воспринимают по - разному.
Р. И. Жуковская в своей книге «Воспитание ребенка в игре» отмечает, что необходимое условие педагогического руководства играми — знать и видеть ребенка, замечать в нем «еле приметные оттенки проявления личности». Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения им поставленной цели.
Для индивидуального подхода к детям в процессе их игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия каждого ребенка в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя
К. Д. Ушинский писал: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений. Дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни».
Индивидуальные особенности детей проявляются в играх всех видов. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. В сюжетно-ролевых творческих играх обязательно выделяется группа организаторов. Это развитые и активные дети, они умеют выбрать интересный сюжет, развить его, привлечь товарищей к игре и объединить их в общем стремлении достичь намеченную цель. Это своего рода режиссеры, умеющие в игре воплотить свои познания, использовать имеющийся опыт, развернуть свое творчество и инициативу
Некоторые дети не проявляют активного интереса к играм. Они внимательно наблюдают за играющими, но сами в игру не включаются, несмотря на приглашение товарищей. Обычно это дети застенчивые и нерешительные. Отдельные дети, чаще всего легко возбудимые, неуравновешенные, равнодушны к коллективным играм, увлекаются беспорядочной беготней. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве они стоят в стороне от коллективных игр, не проявляют к ним никакого интереса.
В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеют дидактические игры. Они способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей. Например, дидактическая игра «Что изменилось?» развивает у ребёнка внимание, когда стараются определить, заметить разницу в расположении предметов. Младшие дошкольники иногда ошибаются и мне приходиться им помогать, подсказывать, подводить их к правильному ответу. Старшие дети могут в полнее самостоятельно выполнять задание, даже при усложнённом варианте, задавая друг другу задачки по очереди.
Многие дети любят игры с конструкторами. Любят строить различные сооружения. Однако воспитатель может легко выявить, кто и в какой степени активно или неактивно участвует в такой игре. Одни дети стесняются активно вмешиваться в игру, хотя способны внести в нее творческое начало. Другие, наоборот, активно включаются в игру на подсобных ролях, не желая всерьез, творчески воспринимать ее. Наблюдение за детьми, умелое руководство их игрой позволит воспитателю вовлечь всех детей в игру как творческую, созидательную деятельность, а конструктивные игры представляют для этого широкие возможности. Однако не все дети могут играть рядом, вместе, некоторые любят уединяться, если их кто- то беспокоит, могут проявлять агрессивность. В таких случаях необходимо вмешаться, только индивидуальный подход к детям может исключить такую возможность. Моя главная задача, научить детей видеть в сверстнике не противника, а партнёра по игре, по общению, по совместной деятельности.
Дети старшего школьного возраста проявляют интерес к настольным спортивным играм- в шашки, шахматы. Эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. А это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Очень важен индивидуальный подход к детям и при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять главные роли, то у него могут создаться предпосылки для развития зазнайства, пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а тех, кто ему подчиняется. Как в этой ситуации поступать педагогу? Безусловно, время от времени желание ребёнка надо удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям пробовать себя в главной роли. Участие ребёнка в игре надо использовать не только как момент развития, но и как средство воспитания.
В играх гиперактивный ребёнок проявляет меньший интерес к успехам сверстника, а если и проявляет, то отрицательный (вырвать листок, попытаться ударить, не уступить предмет). Поэтому, главное – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.
Целенаправленный, систематический и индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности создаёт условия:
- для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,
- для развития умения детей работать в группе сверстников,
- для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
С целью сохранения эмоциональной безопасности педагоги должны создавать для детей следующие условия:
- дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции обучения;
- при нежелании участвовать в игре дети сами могут выбрать себе любое занятие;
- причиной запрета может стать только опасность данного занятия для ребенка и для окружающих;
- советы ребенку предлагаются только в альтернативной форме, чтобы оставалась возможность выбора;
- активно используются приемы подкрепления и поощрения инициативы ребенка;
- в группе создается атмосфера тепла, уюта и психологического комфорта;
- выявляются интересы и привязанности детей к различным видам деятельности (чем любят заниматься дома, любимые игрушки, книги и т.д.);
- устанавливается телесный контакт педагогов с каждым ребенком, что способствует более доверительным отношениям (обнять, погладить, пожать руки и т.д.);
- воспитательная работа ведется с учетом индивидуального развития каждого ребенка;
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по индивидуальному подходу к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО имеет огромное воспитательно-образовательное значение: вызывает детский интерес; развивает умственные способности; формирует жизненную активность; способствует воспитанию доброжелательных взаимоотношений. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их всестороннего развития каждого ребенка.
2022-01-31 08:53 Январь 2022