ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бабаханова Рейхан Казанфар кызы, воспитатель, МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №47, Мурманская область Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях. Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов. Что же представляет собой системно-деятельностный подход (СДП)? Можно провести аналогию: светло-зелёный шарф (светлый –одна характеристика, зелёный – другая). Системность как качество деятельности. Деятельностный как качество подхода к образованию и управлению. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". По мнению психолога А.Н.Леонтьева, деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. В развитии познавательной деятельности мы используем системно – деятельностный подход, который обеспечивает условия для развития инициативы, самостоятельности ребенка в «открытии» новых знаний, приобретении умений. Так, в рамках реализации проекта «Продукты, какие они?» дети выбирали группу продуктов, о которых хотели бы рассказать, совместно с родителями подбирали картинки с изображением различных продуктов и рассказывали о них. В совместной деятельности дети оформляли книжку – раскладушку «Еда без вреда». На итоговом мероприятии показали инсценировку детям средней группы «Что нужнее, что важнее?» и продемонстрировали книжку, рассказав о наиболее интересных занятиях: изготовлении игры «Делаем покупки», подбор раскрасок «Подумай и нарисуй», опытах и др. Часто в познавательной деятельности используем игры по ТРИЗ. В игре «Да – нетка» дети самостоятельно подбирают предметы, задают вопросы о разнообразных их свойствах, например: Притянет ли этот предмет магнит? Жидкий - твердый, тяжелый - легкий, сыпучий, промокает- не промокает, теплый - холодный. Эту вещь легко сломать? или Движется - не движется (способы осуществления движения: идет, прыгает, плавает, ходит, едет, летит). У этой вещи есть колеса? Звучит- не звучит; или Для чего нужна эта вещь? Люди, каких профессий ее используют? на этом ездят? Эта вещь нужна повару? В игре «Что можно сказать о предмете, если там есть?» ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок даёт характеристику объекту. Например, Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а ночью добывает себе пищу). - Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка). По некоторым лексическим темам мы организуем просмотры мультфильмов, так по теме «Одежда» из мультфильма «Ситцевая улица», дети узнали, как платье попадает в магазин, проследив весь путь изготовления от сбора хлопка до прилавка магазина, а просмотрев мультфильм «Ленивое платье» дети смогли ответить на вопрос «Почему так назвали?» В развитии познавательной деятельности широко используем эксперименты. Здесь мы особое внимание уделяем формированию умения высказывать предположения, задавать вопросы, проводить опыты и зарисовывать их последовательность, делать выводы. Так, на занятии познавательного цикла "Ознакомление с окружающим миром" в рамках изучения лексической темы "Одежда" предложили детям провести эксперименты с тканями. В результате самостоятельного исследования (или с опорой на схемы подсказки) ребята узнали одежду, из какой ткани лучше надеть в дождливую погоду, по теме «Продукты» выясняли, где прячется крахмал; почему кока – кола вредный продукт?. В ходе темы "Посуда" выявили качества предметов, сделанных из разных материалов, выбрали наиболее удобные и безопасные. Решение проблемных ситуаций также побуждает ребенка к обсуждению, детальному исследованию проблемы, вследствие чего происходит усвоение новых способов действий, а также новых познаний. Например, обыгрывали ситуацию: Повар детского сада обращается к детям с просьбой: «Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению, на кухне сломались весы. И я не могу узнать, сколько надо взять крупы для каши. Помогите мне». Обсуждая ситуацию, дети предлагали варианты выхода из неё: Жора предложил взвесить игрушечными весами, Илья – руками взвесить, Маша предложила стаканом отмерить. Мальчик рассказывает, что попал под сильный дождь и промочил всю одежду. А ему нужно срочно к другу на день рождения, но он боится идти в сырой одежде, так как может простудиться и заболеть. Как быстрее высушить одежду? Одни дети предлагали положить на батарею, в сушилку, другие – прогладить утюгом. При подведении итогов, рефлексии, мы стараемся чаще использовать вопросы проблемного характера, например, «Что еду делает полезной?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т.д. Итак, системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Завершая, напомню слова Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Педагогическая болезнь – когда ученики получают готовые знания, педагогический успех – когдау школьников есть живой интерес к познанию, желание действовать. Таким образом, представленные методы, приёмы, технологии являются эффективными в системно - деятельностном подходе в познавательной деятельности дошкольников. Познавательно - исследовательская, проектная, игровая деятельность – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Литература: 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. 2. Корбакова И. Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. – Волгоград:Учитель, 2008. 3. Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/ 5. Образовательные стандарты ФГОС http://www.glushsosh.site edit.ru/page19