КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» НА ТЕМУ «НАШИ ОТКРЫТИЯ О ВОЗДУХЕ»
Матвеева Наталия Николаевна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» города Чебоксары Чувашской Республики Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: - познакомить детей со свойствами воздуха; - формировать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы; - обогащать и активизировать словарь детей; - развивать навыки проведения опытов; - развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы; - воспитывать умение работать сообща; - воспитывать дружеские отношения между детьми; - воспитывать аккуратность при работе с водой. Оборудование: - воздушный шарик; - эмблемы по количеству детей; - нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо; - прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; - стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей); - духи; - тазик с водой; - крышки от фломастеров (по количеству детей); - воздушный шарик; - трубочки; -гуашь на альбомном листе; Ход занятия: Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику? - Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать) А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям. Правильно, всему живому. Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха? Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами. Проходите в лабораторию, наденьте халаты - вот теперь мы научные сотрудники. Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы. Посмотрите на исследовательскую доску. На первой схеме изображен глаз. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? Да, правильно, - как можно увидеть воздух? Опыт 1. «Есть ли воздух в стаканчике?» Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду. Опыт 2 «Воздух в человеке» А внутри людей есть воздух? Сейчас проверим. Подходит ко мне команда экспертов с кружочками. А другая команда наблюдает и делает выводы. На вашем столе лежит схема. Вы по этой схеме выполняете задание. Берите стаканчики с водой и трубочки. Попробуйте подуть в трубочки. Что вы видите? Появились пузырьки. Как вы думаете что же нам помогло появлению этих пузырьков? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил двигаться этим пузырькам. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки. Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим! А теперь подходит команда экспертов с квадратами. А команда с кружочками наблюдает. Берите схему на столе и выполняйте. Сначала берёте губки, погружаете в воду и сжимаете кулаками. Что вы видите? Правильно – пузырьки. Как вы думаете что им помогло появиться? Правильно, воздух. Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в воде тоже есть воздух! Рыбы им дышат! - Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос. Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить? Опыт 3. «Есть ли запах у воздуха?» Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха. Дать понюхать детям духи. Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи. Физкультминутка. Я с утра сегодня встал, С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть – Стал мой шарик вдруг толстеть. Я все дую – шар все толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок – Лопнул шарик, мой дружок… Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо. На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух? Опыт 4. «Слышим воздух» Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. Вывод: воздух можно услышать разными способами. Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе? Вывод 1: Воздух существует! Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный. Вывод 3: Воздух без запаха. Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами. Вывод 6: Ветер – это движение воздуха. Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе. Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом». Ребята, в следующий раз что бы вам хотелось попробовать? А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Спасибо за работу, до свидания!